Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 07:43

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Реализация проекта «Подарок Мойдодыра» для детей с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта.
Курова Антонина Владимировна
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
Зырянова Татьяна Николаевна
воспитатель 1 квалификационной категории
МБДОУ детский сад комбинированного вида № 448 г. Челябинска

Реализация проекта «Подарок Мойдодыра» для детей с нарушением интеллекта, со сложной структурой дефекта.

Известно, что уровень КГН у детей со сложной структурой дефекта, значительно снижен относительно возрастной нормы. Если при мытье рук, дети включают воду, подставляют руки под воду, стараются их мыть, то самостоятельно пользоваться мылом не умеют. Поэтому мы и решили обратить внимание детей на этот, очень нужный и важный предмет при формировании КГН. И выбрали тему проекта с учётом особенностей развития культурно-гигиенических навыков у детей группы и их возможностей.
Основу познания составляют развитые психические процессы, где центральное место отводится восприятию. Развитие всех модальностей восприятия, у детей с нарушением интеллекта, происходит своеобразно и с большим опозданием, поэтому познавательный интерес у этой категории детей оказывается несформированным. Из этого следует, что содержание совместной деятельности полностью предлагается взрослым и носит репродуктивный характер.
В рамках всех видов совместной деятельности мы включали и решение задач по формированию познавательного интереса детей. Следует отметить, что разнообразные виды совместной деятельности, реализованные с детьми, соответствовали их уровню развития. Они были эмоционально насыщенными, что способствовало поддержанию интереса к совместной деятельности, развитию таких психических процессов как: внимание, восприятие, мышление.
Интеллектуальная деятельность ребёнка делится на три составляющие:

- интеллект в виде знаний – мы учим.
-в виде социальных навыков.
-и интеллектуального творчества.

Дети, имеющие сложную структуру дефекта, не способны к интеллектуальному творчеству, получая знания, главное для детей, понять, для чего эти знания нужны.

Мы знаем, что основной целью метода проектов является развитие свободной творческой личности ребёнка. Для детей с нарушением интеллекта эта цель недостижима, поэтому мы корректно определили задачи проекта:
1. Формировать интерес детей к совместной деятельности, предлагаемой взрослым.
2. Приобщать детей к процессу познания.
3. Формировать эмоциональную заинтересованность.
4. Работать над развитием речи детей (побуждать принимать посильное участие в беседе).

Так как любая проектная деятельность предполагает формирование проектно-исследовательских умений, мы выбрали следующие задачи:

Формирование проектно-исследовательских умений:
1. Учить осознавать поставленную цель.
2. Обогащать и расширять представления об окружающем мире предметов и вещей.
3. Обогащать сенсорный опыт детей.
Тип проекта: смешанный (исследовательско - игровой)
По срокам реализации: кратковременный.
По форме организации: подгрупповой.


План – схема реализации проекта «Подарок Мойдодыра» в группе 3-го года обучения для детей с нарушением интеллекта 5-6 лет со сложной структурой дефекта.

Задачи:

1. Формировать интерес детей к совместной деятельности, предлагаемой взрослым.
2. Приобщать детей к процессу познания.
3. Формировать эмоциональную заинтересованность.
4. Работать над развитием речи детей.

Формирование проектно-исследовательских умений.

1. Учить осознавать поставленную цель.
2. Обогащать и расширять представления об окружающем мире.
3. Обогащать сенсорный опыт детей.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

Содержание деятельности:
1.Анализ сформированности культурно-гигиенических навыков у детей.
2.Знакомство родителей группы с темой реализуемого проекта

Форма организации. Взаимодействие специалистов:
1.Устная беседа (участники: учитель- дефектолог, воспитатель).
2. Беседы, знакомство родителей с планом-схемой по реализации проекта.

Выход:
1. Определение темы проекта
2. Информация в зоне для родителей о проекте, план-схема реализации проекта.

II. Основной этап.

Содержание деятельности:
1. Домашнее задание для родителей: совместный просмотр мультфильма или совместное чтение произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
2. Игровая ситуация «У нас в гостях девочка чумазая».
3. Игровая ситуация «Посылка Мойдодыра», проведение элементарного опыта «Какое оно, мыло».
4. Игровая ситуация « Поможем девочке чумазой стать чистой».
5. Сюжетно – ролевая игра «Купанье малышей – голышей».
6. Совместное создание книги «Загадки Мойдодыра».

Форма организации. Взаимодействие специалистов:
1. Совместный просмотр мультфильма или чтение произведения К.Чуковского «Мойдодыр».
2. Проблемная ситуация (учитель-дефектолог, воспитатель).
3. Игровая ситуация (учитель-дефектолог, воспитатель).
4. Игровая ситуация (учитель-дефектолог, воспитатель, родители).
5. Сюжетно – ролевая игра (учитель-дефектолог, воспитатель).
6. Совместная деятельность (учитель- дефектолог, воспитатель, родители, дети).

Выход:
1. Рекомендации родителям по организации просмотра мультфильма или чтение произведения К.Чуковского «Мойдодыр».
2. План-конспект проведения совместной деятельности «У нас в гостях девочка чумазая», фотоматериалы.
3. План-конспект проведения совместной деятельности « Посылка Мойдодыра», алгоритм: «Получение пены».
4. План-конспект проведения совместной деятельности « Поможем девочке чумазой стать чистой», алгоритм «Получение тёплой воды».
5. План-конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Купание малышей-голышей», оборудование для сюжетно – ролевой игры, алгоритмы: «Получение тёплой воды», «Купание куклы».
6. Книга «Загадки Мойдодыра».

III. Заключительный этап

Содержание деятельности:
1. Создание газеты по результатам совместной деятельности.
2. Презентация результатов на педагогическом часе.

Форма организации. Взаимодействие специалистов:
Оформление газеты, конспектов, фотоматериалов.

Выход:
Газета, конспекты, фотоматериалы

План конспект совместной деятельности
в группе 3-го года обучения для детей 5-6 лет с нарушением интеллекта
со сложной структурой дефекта.

Тема: « У нас в гостях девочка чумазая ».

Форма организации – игровая ситуация

Задачи:
1. Учить детей включаться в совместную деятельность, принимать участие в игровой ситуации, действовать в ней адекватно.
2. формировать умение понимать проблемную ситуацию и действовать в ней, привлекая личный опыт.
3. Закреплять и уточнять знания детей о личной гигиене и необходимых для этого предметах.
4. Обогащать сенсорный опыт детей.
5. Учить детей самостоятельно ориентироваться в групповой комнате при выполнении задания.
6. Работать над развитием речи: стимулировать посильное участие детей в беседе.

Словарная работа: активизация - губка, мыло, мыльница, полотенце, Мойдодыр, испачканная.

Оборудование: иллюстрация с изображением купающегося малыша, губка, полотенце, ванночка с водой, алгоритм с изображением предметов необходимых для купания, плакат с изображением Мойдодыра, мыльницы, телефон.

1 часть. Мотивация.
Обратить внимание детей на стук в дверь. Пригласить детей посмотреть, кто стучит, открываем дверь и в группу «входит» необычная девочка (испачканная кукла). Обратить внимание детей на необычный вид девочки и предложить спросить, почему она так выглядит (предложить детям образец вопроса). Дети спрашивают, принимают посильное участие в беседе с куклой. Она «говорит», что испачкалась и теперь никто с ней не играет. Подвести детей к пониманию того, что девочке нужна наша помощь.

2 часть: Как помочь девочке?
Спросить детей о том, как мы можем помочь девочке. Побуждать их к участию в диалоге, стимулировать детские ответы. Обратить внимание детей на иллюстрацию с изображением малыша, купающегося в ванне. Уточнить, что нужно малышу, чтобы стать чистым. Вместе с детьми выясняем, что ему нужна вода, губка, мыло, полотенце (находим каждый предмет на рисунке, называем его).

3 часть: Посмотрим и найдём.
Предложить детям найти в группе предметы, которые помогут сделать куклу чистой. Побуждать к активному поиску предметов в группе. Сказать: - «Пройди вперёд, посмотри на полочку, подойди к тумбочке». Когда ребёнок приносит предмет просить сказать, как называется предмет и где он его нашёл.
В случае затруднения, помочь ему, используя образец ответа или полусопряжённую речь.

4 часть: Что для чего.
Пригласить всех детей рассмотреть найденные в группе предметы:

« А теперь ко мне идите,
все предметы рассмотрите,
для чего они, скажите».

Все подходят к столу, на котором размещены принесённые ими предметы. Вместе рассматриваем каждый предмет, называем его, говорим, для чего он нужен (Что это?, Что мы им делаем?…Это полотенце. Полотенцем мы вытираемся и т.д.) В случае затруднения ребёнка, фразу проговариваем вместе, дети учатся строить простую фразу совместно с взрослым, в соответствии со своими возможностями.

5 часть: Всё ли мы нашли.
По окончании рассматривания предметов, обратить внимание детей на алгоритм, размещённый в их поле зрения. Рассматриваем алгоритм и предметы для купания, которые мы нашли в группе. Спросить детей о том, какой предмет мы не смогли найти в группе. Сравниваем найденные предметы с их изображением на алгоритме и уточняем, что нам не хватает для купания куклы мыла.
Дети сличают найденные предметы с предметами на алгоритме, находят одинаковые и совместно с взрослым определяют недостающий предмет (мыло).

6 часть: Где взять мыло (проблемная ситуация).

« В комнату для умыванья мы сейчас пойдём,
И конечно, и конечно, мыло там найдём».

Заходим в умывальную комнату, попросить детей показать мыло (мыльницы пустые). Спросить: – «Где же нам можно взять мыло?», выслушать ответы. Обратить внимание детей на плакат с изображением Мойдодыра в умывальной комнате. Вместе с детьми вспоминаем, кто это. Отмечаем, что Мойдодыр очень любит чистых детей. Через эти рассуждения подвести детей к мысли о том, что Мойдодыр и может нам помочь. Предложить позвонить Мойдодыру и попросить прислать нам мыло.

7 часть: Звонок Мойдодыру.
Предложить вернуться в группу и позвонить Мойдодыру.

« Вместе в группу мы пойдём,
к телефону подойдём,
нужный номер наберём
и ответа подождём»

Сделать «звонок» Мойдодыру и попросить прислать нам мыло. Мойдодыр соглашается и отвечает, что пришлёт его нам в подарок.

8 часть: Итог.
Вместе с детьми подходим к кукле и говорим, что как только мы получим мыло от Мойдодыра, сразу сможем ей помочь стать чистой. Спросить детей о том, как об этом может узнать кукла. Подвести к понятию, что мы ей позвоним, и кукла уходит.



План конспект совместной деятельности
в группе 3-го года обучения для детей 5-6 лет с нарушением интеллекта
(со сложной структурой дефекта).

Тема: « Посылка Мойдодыра. »

Форма организации – игровая ситуация, элементарное экспериментирование.

Задачи: 1. Формировать интерес к совместной деятельности, предлагаемой взрослым.
2. Учить понимать проблемную ситуацию и действовать в ней адекватно, привлекая личный опыт детей.
3. Закреплять и уточнять знания детей о личной гигиене и необходимых для этого предметах.
4. Обогащать сенсорный опыт детей на основе перцептивных действий, закреплять выделенное качество в слове.
5.Работать над развитием речи, стимулировать желание детей принимать посильное участие в беседе.

Словарная работа: обогащение – посылка, прозрачная; активизация - мыло, овальное, белое, твёрдое, гладкое, душистое.

Оборудование: Запечатанная коробка с изображенным на ней Мойдодыром. Маленькие тазики, мыло, иллюстрация купающегося малыша. Кувшин с водой, салфетки, иллюстрации с изображением умывающихся детей.

1 часть. Мотивация.
Обратить внимание на стук в дверь, предложить посмотреть, кто там. Вместе с детьми в комнате для раздевания находим большую коробку. Спросить детей о том, кто принёс эту коробку, (на коробке изображение Мойдодыра), выслушать ответы детей. Спросить о том, хотят ли они узнать, что в ней. Стимулировать их к посильному участию в диалоге.
Дети вместе с педагогами выходят в раздевалку, находят там коробку, рассматривают ее, делают попытки открыть и узнать, что в ней. Вместе с взрослыми заносят коробку в группу.

2 часть. Как узнать, что в коробке?
Вместе с детьми проходим в группу, удобно размещаемся за столом. Спросить детей о том, видят ли они, что лежит в коробке. Спросить, почему не видно, что в коробке (показать стеклянную банку с шариком, вместе с детьми выясняем, что находится в ней - шарик). Сказать детям, что шарик виден потому, что банка прозрачная. Спросить: «А коробка прозрачная или нет?» Дети повторяют новое слово, вместе с детьми делаем вывод, что коробка непрозрачная. Побуждать детей доступными им способами увидеть, что в коробке (открыть).

3 часть. Какое оно, мыло?
Предложить каждому ребёнку достать из коробки мыло. Когда мыло окажется в руках у детей, приступаем к его рассматриванию, используя различные анализаторы. Выделяем:
-Форму (какой формы мыло)
-Цвет (какого цвета мыло)
-Качество поверхности (какое на ощупь).
-Запах (есть ли у мыла запах).

Мыло душистое, белое, мылкое,
Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою:
Ты бы, грязнуля, вспомнил про мыло —
Мыло тебя наконец бы отмыло! (Я.Аким)

По окончании обследования делаем совместный вывод, что мыло овальное, белое, твёрдое, гладкое, душистое. Дети выполняют инструкции взрослого. Обследуют мыло, с помощью различных анализаторов. Принимают посильное участие в беседе.

4 часть. Где прячется пена?
Обратить внимание детей на иллюстрацию с купающимся малышом, и на то, что в тазике много белой пены от мыла.

Ускользает мыло как живое,
Но из рук не выпущу его я,
Белой пеной мыло пениться,
Руки мыло мыть не лениться.

Пробуем намыливать руки сухим мылом, делаем вывод, что пены нет. Спросить, почему нет пены от нашего мыла. Как же быть? Побуждать детей к высказываниям, стимулировать умственную активность: обратить внимание на то, что у мальчика в тазике есть вода. Вместе с детьми договариваемся налить воды в тазики.

5 часть. Получаем пену.
Дети опускают мыло в тазик с водой, отмечаем, что мыло стало мокрым и скользким (выскальзывает из рук). Предложить детям намылить руки мокрым мылом и посмотреть, что будет. Наблюдаем за появлением пены, и дети продолжают делать пену самостоятельно.

« Мокрое мыло ладошками трём,
Пену получим, рассмотрим потом
Дети удивляются,
Пена получается!»

6 часть. Какая она, пена?
Рассматриваем с детьми, из чего состоит пена. Дети смотрят, трогают пену руками, уточняем, что она состоит из пузырьков. Обратить внимание на то, что, если брать пену руками, то пузырьки лопаются. Предложить детям взять пену на ладошку, и подуть на неё. Вместе делаем вывод, что пену можно сдуть с ладошки, потому, что она лёгкая (даю возможность детям поиграть с пеной). По окончании игры, обратить внимание на то, что их ладошки стали мокрыми (дети вытирают руки).
Стимулировать интерес детей к игре с пеной, желание участвовать в беседе.

7 часть. Как мы пену получили?
Ещё раз обратить внимание детей на кусочки мыла и пену. Спросить о том, как мы получили пену? Используя алгоритм и простую инструкцию, стимулировать детей к совместному рассказу о том, как получить пену.

8 часть. Фотография пены.
Сказать детям, что мы можем сделать фотографию пены. Обратить внимание детей на ванночку с большим количеством пены (вода заранее окрашена в какой-либо цвет, и пена получается цветной). Показать, что если на пену осторожно сверху положить лист бумаги, получится отпечаток пены.

9 часть. Итог.
Напомнить, что мы хотели помочь девочке чумазой стать чистой. Спросить, сможем ли мы теперь помочь ей, ведь наконец-то для этого у нас есть мыло. Побуждать детей принимать участие в диалоге в соответствии со своими возможностями. От имени детей по телефону пригласить девочку в гости и сказать, что теперь мы сможем ей помочь.

План конспект совместной деятельности в группе
3-го года обучения для детей 5-6 лет с нарушением интеллекта
со сложной структурой дефекта.


Тема: «Поможем девочке чумазой стать чистой».

Форма организации – игровая ситуация

Задачи:
1. Формировать интерес к совместной деятельности, предлагаемой взрослым, формировать эмоциональную заинтересованность детей.
2. Закреплять и уточнять знания детей о личной гигиене и необходимых для этого предметах.
3. Обогащать сенсорный опыт детей: учить практическим путём, совместно с взрослым получать тёплую воду.
4. Закреплять умение детей выполнять цепочку игровых действий по подражанию и простой инструкции, понимать их логику.
5. Работать над развитием речи, стимулировать желание детей принимать посильное участие в беседе.

Словарная работа: активизация - мыло, кувшин, холодная, горячая, теплая, чистая, намыливать.

Оборудование: кукла, иллюстрации по содержанию занятия, губка, полотенце, кувшины для воды, мыло, тазик, ёмкости с холодной и горячей водой, алгоритм.
1 часть. Мотивация.
Напомнить детям о том, что мы ждём девочку чумазую. Девочка появляется, дети здороваются с ней, приглашают в группу.

2 часть. По группе мы пойдём, все предметы для купанья вместе мы найдём.
Спросить детей, как мы хотели помочь девочке, в случае затруднений сказать, что девочка очень грязная. Вместе делаем вывод, что её нужно искупать.
Предложить найти в группе и принести принадлежности для купания девочки. Обратить внимание детей на алгоритм «Что нам нужно для купания», где изображены: тазик для мытья, мыло, полотенце, кувшин для воды (все эти предметы заранее расположены в разных местах групповой комнаты). Дети, свободно перемещаясь по группе, находят нужные принадлежности для купания, приносят их и говорят, где они стояли.
(Работать над организацией внимания детей во время поиска необходимых предметов: используя простую инструкцию, прямые указания).

3 часть. Как получить тёплую воду (решаем проблемную ситуацию).
Пригласить всех детей разместиться вокруг стола, на котором расположены предметы, необходимые для купания куклы. Спросить, что нужно приготовить, прежде чем мы начнём купать девочку. Выслушать ответы детей и обратить их внимание на ёмкости с водой.
Привлечь детей к совместному определению температуры воды. Показать, как это следует сделать (дотронутся ладонью до ёмкости и почувствовать температуру). Вместе с детьми определяем, что в одной ёмкости вода холодная, а в другой – горячая. Спросить и объяснить детям, почему нельзя купаться в холодной или горячей воде. ( Можно замёрзнуть или обжечься).
Вместе с детьми делаем тёплую воду. Налить в тазик, холодную воду (дети помогают, зачерпывая воду маленькими кувшинчиками из большой ёмкости). Затем добавить немного горячей воды, предложить потрогать снова, и вместе с детьми делаем вывод, что вода стала тёплой, и теперь можно купать девочку.

4 часть. Купаем девочку чумазую.
1,2,3,4,5! Станем девочку купать. Привлечь детей к активной помощи. Дети подают мыло, намыливают губку. Помогают мыть девочку губкой, поливаю её тёплой водой. (Постоянно комментировать свои действия и действия детей.)

5 часть. Итог.
После купанья куклы вместе вытираем и одеваем её. Побуждать детей к совместному выводу, что девочка стала чистой и красивой. Она благодарит ребят за помощь. Спросить, хотят ли дети оставить девочку в нашей группе. Приглашаем её погостить.

План конспект совместной деятельности в группе
3-го года обучения для детей 5-6 лет с нарушением интеллекта
со сложной структурой дефекта.

Сюжетно – ролевая игра «Купанье малышей – голышей.

Задачи:
1. Закреплять умение детей играть рядом, подбирая для себя необходимое игровое оборудование.
2. Работать над развитием умения принимать на себя роль мамы и папы, выполнять цепочку игровых действий в соответствии с уровнем своих умений: по подражанию, инструкции с опорой на алгоритм. Не нарушать логику игровых действий.
3. Стимулировать умение детей вносить в игру опыт реальной жизни.
4. Развивать фиксирующую речь в ходе выполнения игровых действий.
5. Воспитывать стойкий интерес к играм.

Словарная работа: активизация – малыши-голыши, мыло, ванна, пеленка чистая, купать.

Оборудование: кукольная коляска, в ней куклы-голыши по количеству детей, ванночки, маленькие губки, простынки, кусочки мыла по количеству детей, полотенца, пелёнки, большая кроватка в кукольном уголке.

1 часть. Мотивация.
Обратить внимание детей на звук (аудиозапись голоса младенца). Спросить, что это может быть. Предложить найти, кто же так «разговаривает». Вместе с детьми находим в коляске кукол голышек.

2 часть. Что нужно малышам?
Сказать детям, что знаю о том, чего хотят малыши-голыши. Обратить их внимание на то, что малыши без одежды. Вместе делаем вывод о том, что они хотят купаться. Предложить, искупать малышей, но сначала приготовить всё, что будет нужно для их купания.

3 часть. Всё мы быстро принесём, а потом, купать начнём
Для того чтобы дети справились с заданием, взрослые помогают им (с опорой на картинки-символы) найти нужные принадлежности для купания, и удобно разместить всё в группе.

4 часть. Как купать малышей-голышей.
Спросить детей о том, кто дома купает таких малышек. Уточнить, хотят ли они быть мамами и папами и искупать малышей (предложить роли: девочки – мамы, мальчики-папы).
С опорой на алгоритм и личный опыт вместе с детьми рассказываем, как мы будем купать куколок-малышек.

5 часть. Купаем малышей-голышей.
Предложить детям стать мамами и папами и вместе начать купать малышей. Дети, действуя по подражанию, купают куколок вместе с взрослыми. Поощрять самостоятельные действия детей. Помочь выполнять цепочку игровых действий.

6 часть. Итог.
По окончании купания обратить внимание, что малыши стали чистыми. Предложить уложить их спать. А когда малыши проснутся, мы накормим их и поиграем с ними. Дети заворачивают малышей в пелёнки и кладут на кроватку.

Литература:
1. Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение 2003.-272с.
2. Е. А. Екжанова Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации / Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2009. – 175 с.
3.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ./ Авт. сост.: Киселёва Л. С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. , Зуйкова М. Б, - М.:АРКТИ, 2003, - 96 с. (развитие и воспитание дошкольника)

Источник: https://yadi.sk/i/T2V1jZScfRkbp
Категория: Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений | Добавил: Tatiana448 (22.03.2015) | Автор: Зырянова Татьяна Николаевна E
Просмотров: 1685 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.7/3
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Антонина Владимировна, Татьяна Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024