Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 17.05.2024, 04:47

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений

Развитие коммуникативных умений как фактор улучшения качества жизни воспитанников школы-интерната 8 вида.
Счастье – это когда тебя понимают!
Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие волеизъявления и реагировать на них, - зависит насколько качественно человек проживает жизнь.
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, при¬водит к возможности реализовать себя и свои возможности в жизни и занять свое место в обществе. Следовательно, общение — важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как полагал Л. С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении. Никому не нужно объяснять, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению. Способность выразить свои желания, нужды, просьбы о помощи и реагирование на слова говорящих с ним людей - все это поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем.
Дети с множественными нарушениями развития имеют проблемы с физическим, психическим и социальным здоровьем. В процессе воспитания и обучения для данной категории важны не столько «академические знания», сколько жизненная компетенция. Одним из важнейших направлений коррекционной работы в сфере формирования жизненной компетенции является овладение навыками коммуникации.
Коммуникативные навыки выступают в качестве одной из основных составляющих эффективной социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Большинство наших воспитанников не могут общаться на вербальном уровне, поскольку у них отсутствует речь. Однако, даже при отсутствии общепринятой разговорной речи, ребенка нужно и возможно обучить умениям строить межличностные отношения в семье, с знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками, применяя специальные технологии. Об этом свидетельствуют исследования Г. М. Дульнева (1955), Л. И. Даргевичене (1971), Н. Ф. Дементьевой и Е. Ю. Шаталовой (1987), А. Р. Маллера (1996), Л. А. Нисневич, Т. Д. Зинкевич, (1998), А. М. Царева (1999), Л. М. Шипицыной ( 2004) и других.
На практике организовать образовательную работу с детьми со сложной структурой дефекта очень непросто, поскольку диапазон возможностей воспитанников неоднороден. Как сказал Сократ: «Неправильно лечить глаза без головы, голову без тела, так же как тело без души». Душевное состояние и внутренний мир наших воспитанников очень сложны. Педагоги находятся в постоянном поиске - как помочь им увидеть, услышать, почувствовать многообразие окружающего мира, познать свое «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых и сверстников, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Важно создать оптимальные педагогические условия для развития общения, при этом необходимо учитывать как личностные особенности, так и возрастные этапы развития. Взаимодействуя с ребенком, учитываем:
1. Физическое состояние и развитие:
- зрение, слух;
- двигательная сфера, возможность передвижения (самостоятельно, с помощью взрослого или спецсредств), состояние моторики
- индивидуальные особенности работоспособности (утомляемость, рассеянность, переключаемость, усидчивость, индивидуальный темп работы);
2. Особенности развития познавательной сферы:
- глубина и объективность восприятия, индивидуальные особенности восприятия;
- внимание (объём и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой);
- память (точность, постоянство, преобладающий тип памяти - зрительная, слуховая, двигательная, смешанная);
- мышление (уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза);
- состояние речи (отсутствие словесной, элементарная речь, объем словаря, понимание речи, использование поддерживающих средств коммуникации);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Особенности эмоционально-волевой сферы:
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение;
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими;
- особенности поведения.
4.Особенности усвоения знаний, умений, навыков (о себе и об окружающем мире).

Как правило группа детей с множествеными нарушениями отличается неоднородностью, что вызывает необходимость определения и учета уровней возможности принятия педагогической поддержки в зависимости от личностных особенностей детей.
1 уровень
1. Низкий интерес к деятельности.
2.Практически полная невозможность включения ребенка в целенаправленную деятельность, даже на уровне выполнения отдельных действий.
3.Концентрация внимания крайне ограничена.
4.Возможны кратковременные действия с активной помощью взрослого.
5.Ребенок чаще может только присутствовать во время обучения других.
6.Навыки деятельности почти полностью отсутствуют.

II уровень
1.Ребенок проявляет слабую способность к регуляции своего поведения.
2. Включается в целенаправленную деятельность с помощью взрослого.
3.Понимает и принимает инструкции к простейшим заданиям, готов выполнить задание.
5.Ребенок принимает помощь взрослого организующего и направляющего его действия.
6.Частично овладевает навыками действия с предметами, предпринимает попытки сопряжено копировать действия взрослого.

III уровень
1. Ребенок при поддержке и контроле педагога усваивает последовательности действий, способен к выполнению некоторых видов деятельности.
2.Присутствует мотивация к выполнению заданий.
3.Выраженный интерес ко всему новому.
4.Понимает задания и выполняет их при поддержке взрослого.

Разноуровневую систему педагогической помощи ребенку необходимо применять при определении направлений, целей, задач, выборе содержания и методов развития коммуникативных навыков. Занимаясь разноуровневым воспитанием и обучением по вопросу расширения области развития жизненной компетенции за счет формирования доступных ребенку базовых навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации, готовя его, насколько это возможно, к активной жизни в семье и социуме педагог должен четко уяснить для себя:
что ребенок должен и может знать и уметь;
что из полученных знаний и умений он должен и может применить на практике;
насколько активно и творчески он применяет это все на практике и сможет ли применить вообще.
Отсюда основные требования, соблюдение которых приводит к стабильным положительным результатам повышения жизненной компетентности воспитанников:
- осуществить умелую постановку целей и не ставить противоречащих друг другу задач;
- создать доверительные отношения;
- не предпринимать попыток добиться чересчур многого и слишком быстро;
- избегать конфликтов стилей и подходов;
- не создавать сопротивления новому, нетрадиционному ходу развития решаемых проблем;
- сформировать сильные навыки межличностных отношений;
- выработать командную культуру.
Основными направлениями работы по развитию навыков общения, которые опираются на возможности воспитанников, являются:
1. Развитие способности познавать себя.
Познание себя как личности начинается у ребенка с установления физического контакта с окружающим миром через все органы чувств. Большое внимание следует уделять развитию дифференцированного восприятия. Необходим особый подбор раздражителей, особенно для «тяжелых» детей. Они должны быть четкими, достаточными для возникновения ощущений. При подготовке к взаимодействию педагогу необходимо учесть все факторы, которые могут стать раздражителями для ребенка. Чувствовать положение тела в пространстве, учиться сохранять равновесие возможно через контакт с человеком и различными предметами.
Познание целостности тела может проводим через знакомство с его частями на человеке, кукле, картинке, через различные действия с ними (например, подергать, погладить, расчесать волосы), а также через действия, производимые ими (например, кисть руки может держать, бросать, захватывать и др.). Познание тела возможно также с помощью восприятия раздражителей и их соотнесения с органами чувств (зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, обонятельные ощущения). Установление телесного, зрительного, речевого контакта — это начало взаимодействия ребенка и взрослого. Часто дети не могут справляться со своим психофизическим напряжением, определить и выразить свое состояние. Задача взаимодействия в этом случае — показать разницу между хорошим и плохим самочувствием, хорошим и плохим настроением. Объяснить, что для жизни важнее хорошее настроение, на его фоне человек развивается лучше. Необходимо также учить детей чувствовать состояние других людей. Формирование способности переживать различные настроения (печаль, радость, счастье, сочувствие) открывает новые возможности для коммуникации. Задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть перед учеником богатство чувств и переживаний. Умение эмоционально настраиваться на определенную ситуацию — одна из предпосылок успешного обучения навыкам общения. Ребенок должен научиться чувствовать себя адекватно окружающей обстановке, переживать соответствующие настроения и чувства. Он должен научиться распознавать ситуации, приятные для себя в школе, дома, при взаимодействии с другими людьми в разной обстановке. В контексте данного направления рассматриваем следующие темы: «Как мы устроены», «Для чего человеку руки, ноги», «Наши помощники (органы чувств)», «Кто такой я» и т.д.
2. Развитие умения заботиться о себе и обеспечивать безопасность своего существования.
Обретение способности заботиться о себе — это один из первых шагов на пути к независимости и самостоятельности. Важно учить ребенка сообщать о своих потребностях понятными для других и доступными для него способами: если ребенок умеет говорить, он должен сказать; если ребенок не говорит, педагог должен узнать жесты или другие знаки ребенка; если системы знаков нет, нужно разработать ее.
Следует вырабатывать у ребенка потребность быть сухим и чистым, чтобы не вызывать неприятных ощущений ни у себя, ни у других людей. Формируем контроль над физиологическими выделениями. Если ребенок научится контролировать себя, то окружающим будет приятнее с ним общаться. А это даст чувство уверенности в себе и значительно улучшит качество жизни воспитанников.
При формировании межличностных отношений важно научить видеть не только положительные моменты при контактах с людьми и предметами, но и отрицательные, то есть опасности, исходящие от действий, ситуаций, незнакомых людей и предметов, продуктов питания, медикаментов, никотина, алкоголя, наркотиков. Сначала дети учатся реагировать на предупреждение об опасности (на жест, крик). Соблюдение указаний и запретов также ограждает их от неприятностей. Но важно, чтобы ребенок научился сам видеть опасность и соответственно реагировал на нее. В контексте данного направления рассматриваем темы «Уход за телом», «Почему мы болеем», «Лекарства», «Режим дня», «Возрастные периоды», «Полезные и вредные продукты», «Хорошие и вредные привычки», «Один дома», «Встреча с незнакомцами», «Правила гигиены», «Секреты безопасности в различных ситуациях» и т.д.

3. Развитие способности ориентироваться в окружающем мире и адекватно воспринимать его.
Одной из важных задач работы по развитию навыков общения является расширение представлений воспитанников об окружающем мире. Важно познакомить их с неизвестным миром, расширить круг жизненных представлений, открыть новые возможности. Работа по данному направлению должна строится так, чтобы ребенок мог воспринимать окружающий мир всеми органами чувств. Ориентация в окружающем пространстве осуществляется посредством его деятельностного освоения. Важное место в этом процессе занимают ролевые игры, участвуя в которых, дети приобретают опыт, столь необходимый в реальной жизни. Воспитываем не только навыки общения в быту, связанные с едой, питьем, умением пользоваться одеждой, обувью, ориентироваться в школе, дома, но и умению общаться с окружающими людьми. При этом обучаем различать окружающих людей по их роли в жизни (семья, друзья, учителя, врач, посторонний человек и т. д.). От близкой среды постепенно переходим к взаимодействию с дальней средой. Воспитываем поведение и общение в условиях улицы, умение пользоваться дорогами у дома и школы; учим правилам дорожного движения; знакомим с транспортом и т.д. Для обучения поведению на улице, в общественных местах используем ролевые игры, тренинг жизненных ситуаций. Воспитательная работа по данному направлению включает следующую тематику «Дом. Семья, Школа, Улица», «Службы помощи», «Лечебные учреждения», «Культурные учреждения», «Магазины», «Предприятия бытового обслуживания», «Транспорт», «Живая и неживая природа», «Традиции, обычаи» и т.д.

4.Развитие способности ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них.
Необходимо подготовить детей жить среди других людей, вместе с другими людьми. Но этот процесс не может быть односторонним. Необходимо, чтобы и общество было готово принять наших воспитанников. Неслучайно одной и задач интеграции, которые решаются в ходе воспитательной работы является изменение отношения общества к людям с ограниченными возможностями. Невежество, страх, предрассудки, непонимание, жалость – все это враги человека с ограниченными возможностями.
Занимаясь данным направлением, знакомим ребенка с правилами и нормами поведения, правами и обязанностями и тем самым облегчаем ему жизнь в обществе, создаем предпосылки к самостоятельности. Среди воспитанников есть дети, которые стремятся к близкому телесному контакту, не чувствуют дистанции. Когда ребенок маленький, это не вызывает больших проблем, но когда он становится подростком, взрослым, такое поведение может быть неприятно другим людям. В этом случае следует тактично показать ему необходимость дистанции. Приучаем к мысли, что открытый, улыбчивый человек больше располагает к себе, чем человек угрюмый. Учим детей не бояться новых людей, новых контактов. В процессе взаимодействия рассматривается не каждая отдельная ситуация, а инварианты, то есть выделяются общие признаки для различных случаев. Особенно это важно в опасных для жизни ситуациях, которые трудно предугадать и предупредить.
Тематика воспитательных занятий по данному направлению «Этот странный взрослый мир», «Если мы вежливы», «В мире этикета», «Культура общения» и т.д.
5. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
Это умение развивается у человека на протяжении всей жизни. Если ребенок не может сконцентрировать внимание, то первоочередная задача при взаимодействии - научить его смотреть в лицо говорящему, тем самым показывая реакцию на обращение. Это умение имеет решающее значение не только в сфере общения, но и во всех остальных сферах развития. Чтобы
побудить воспитанников внимательно слушать, смотреть и реагировать на слова или действия педагога уместно применять советы Л.М. Шипицыной, которые она приводит в своей книге «Необучаемый ребенок в семье и обществе:
• Рассказывайте ребенку о том, что вы в данный момент делаете. Несколько простых фраз, прерываемых паузами, подействуют на него не меньше, чем целый поток слов.
• Разговаривая с ребенком, улыбайтесь и прикасайтесь к нему. Это усилит его воодушевление от вашего лица и голоса.
• Давайте ребенку время ответить вам. Не огорчайтесь, если он не смотрит на вас, не улыбается вам или не выполняет просьбу правильно.
• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Он должен узнать, что общение с вами — дело благодарное.
• Отвечайте на любые звуки, произносимые ребенком, как бы случайны они ни были, даже если их нельзя считать звуками общения.
• Для одних и тех же событий или действий используйте одни и те же слова.
• Настройтесь на медленный, постепенный прогресс. Если вы поставите перед собой слишком большие задачи, вы легко разочаруетесь. Начните с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и постарайтесь каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед.
• По возможности уберите все, что отвлекает внимание.
6. Развитие восприятия речи.
Это умение необходимо для того, чтобы понимать других людей и общаться с ними. Мы пользуемся этим умением, когда выполняем просьбы, участвуем в разговоре. Оно помогает нам учиться, слушая то, что нам говорят. В ходе воспитательного взаимодействия с ребенком приучаем слушать то, о чем говорят; реагировать на жесты и выполнять простые указания; выбирать из разных предметов или картинок то, о чем говорят; выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия. Чтобы воспитанник овладел словами или жестами его необходимо научить понимать их значение. Важнейшим условием развития всех навыков восприятия речи является умение внимательно слушать.
7. Развитие умения подражать.
В процессе общения подражание или копирование играет первостепенную роль. Выбирая слова для подражания, педагогу следует ориентироваться на притязания ребенка. Нужно ли это слово ребенку? Вписывается ли оно в круг его интересов? Захочет ли он говорить о том предмете, который обозначается этим словом? Понимает ли ребенок, что означает это? Слова должны относиться к предметам, которые можно потрогать, подробно обследовать, а представлять их необходимо в ходе педагогического процесса в группе, на прогулках или дома.
8 .Развитие умения соблюдать очередность в разговоре.
Соблюдение очередности — главное условие нормального разговора. В разговоре с собеседником по очереди с ним то говорим, то слушаем. Заметьте, что «говорить» и «разговаривать» — совсем не одно и то же. Умение соблюдать очередность можно отрабатывать практически в любое время. Импровизированные занятия такого рода становятся естественной частью взаимоотношений с ребенком. Делать что-то по очереди — один из способов игры и способ поддержания беседы. Воспитанники учатся не только по очереди произносить слова, но и по очереди совершать различные действия. Эти умения помогают усвоить модель поведения во время разговора.
9. Развитие умения применять навыки общения в повседневной жизни.
Ценность навыков общения и удовлетворение, которое мы получаем от овладения ими, определяется тем, как нам удается их использовать. Воспитанников с очень ограниченным диапазоном слов и жестов, учим использовать свои несложные умения для выражения целого ряда социальных, эмоциональных и физических потребностей. Базовыми навыками в данном случае являются приветствие, прощание, обращение, просьба о помощи, поддержке, услуге, оказание помощи, поддержки, услуги, благодарность, принятие благодарности, извинение, принятие извинения, отказ, требование, слушание. Разговаривать с ребенком действительно очень важно, и, конечно каждому педагогу очень хочется иметь в этом плане обратную связь. Однако не всегда на практике это происходит сразу и требует определенных временных рамок. Взаимодействие с воспитанниками, имеющими множественные нарушения, происходит с использованием различных альтернативных средств. Их применение также зависит от индивидуальных психофизических возможностей. Это такие средства, как, жесты, мимика, пантомимика, неэлектронная коммуникативная помощь в виде реальных предметов, миниатюр, картинок, фотографий, коммуникативные стенды, таблицы с картинками, готовые написанные слова. С несколькими воспитанниками используем ИКТ, пиктограммы. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей в повседневной жизни. Чтобы обеспечить «неговорящему» воспитаннику более эффективную коммуникацию, используем двигательные функции частей тела.
В процессе работы над коммуникативными навыками применяем элементы различных педагогических технологий – здоровьесберегающих, игровых, развивающих, артпедагогических. И сам процесс развития коммуникативных навыков проходит через различные виды воспитательной деятельности – трудовую и общественно-полезную, культурно-досуговую, спортивную и художественную. Развитие коммуникации процесс длительный, требующий огромных усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ребенка. Успех зависит от многих факторов, наиболее значимым из которых является каждодневное обеспечение ребенку переживание успеха на фоне затраты определенных усилий с его стороны. Результаты, даже самые скромные, должны быть заметны и значимы для ребёнка.

Литература.

1. Левченко И.Ю. Приходько О.Р. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. –М.: Академия, 2001
2. Мачехина В.Ф. Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате. - М.,1978.
3. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика): Учеб. Пособие для студ. высш. пед. уч. заведений / Б.П.Пузанов, Н.П.Коняев, Б.Б.Горский и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –272 с.
4. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 2-е изд. испр. и доп.. – М.:АРКТИ, 2006.- 312 с.
5. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / Под ред. В.В.Воронковой – М.: Просвещение, 1984.
6. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ Науч. ред. М. Пишчек/ Пер. с польск. — СПб.: Речь, 2006. — 276 с.
7. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
Категория: Обучение и воспитание детей со сложной структурой нарушений | Добавил: fema (11.12.2014) | Автор: Марина Федоровна E
Просмотров: 1327 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Марина Федоровна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

2 fema  
Спасибо за доверие.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024