"ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"
ИННОВАЦИОННЫЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аниканова Светлана Викторовна « Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
Целью образования в коррекционной (специальной) общеобразовательной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности. В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями. Все чаще, патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. В наши дни сбережение здоровья ребенка является одним из основных запросов, которые предъявляются современному обществу. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается с каждым годом, увеличивается количество учебных дисциплин в школе. Дети стали вести малоподвижный образ жизни, их больше интересует компьютер, телевизор, игры в телефонах и т.п. Отсутствие культуры здорового образа жизни во многих семьях, безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья их детей. Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учёбе. Инновационные методы воздействия и здоровьесберегающие технологии в деятельности учителя - перспективные средства коррекционно - развивающей работы с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталости. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении психических и физических трудностей у детей. На фоне комплексной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время уроков, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшение психоэмоционального состояния детей. Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений, способствующее нормализации мышечного тонуса, улучшению психоэмоционального состояния, повышению работоспособности, настроения, уверенности в себе. Аэрофитотерапия основана на использовании в искусственных условиях природных концентраций летучих компонентов эфирных масел. Аэрофитотерапия может применяться в сочетании с лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией, массажем мышц грудной клетки. При этом повышается влияние летучих биологически активных веществ на организм за счет активации мышечной деятельности и функции дыхательной системы. Музыкотерапия - бессловесное внушение какого-либо настроения, гармонизирующее развитие личности человека через развитие способностей, саморазвитие, самопознание. Музыкотерапия помогает создавать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему. На уроках я использую следующие приёмы музыкотерапии: прослушивание музыкальных произведений, ритмические движения, динамические паузы под музыку, проведение гимнастики для глаз под музыкальное сопровождение, сочетание музыкотерапиии с работой по развитию мелкой моторики. Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета. Использование элементов хромотерапии на уроках помогает нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние. Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе. Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно выполнять работу, используя определенные цвета. На уроках ведется работа по развитию мелкой моторики и пальцевого праксиса с помощью массажёров с целью воздействия на рефлекторные точки организма. Это позволяет нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга. Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа) достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией, су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка. Стимуляция рефлекторных точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных резиновых ковриках) и пальцев рук заменяет общий массаж тела, улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует питание тканей, снижает нервное и мышечное напряжение, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действи Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм. Песочная терапия и водотерапия - это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы. С помощью игр на песке и воде решаются самые слож¬ные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи. В моей работе с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, технологии пескотерапии и водотерапии используются на всех этапах. Игры с пес¬ком и водой на уроках с деть¬ми являются достаточ¬но эффективными. Они вызы¬вают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, ды¬хательной гимнастикой, индивиду¬альным пением (10—15 мин). Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в моем классе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье детей. Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно работе стараюсь находить новые методы и формы работы, интегрировать на уроках знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения. Итогом работы можно считать, что у большинства учащихся, отмечалась стабильная положительная динамика по всем дисциплинам. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.
Литература: 1.Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. - М.: Издательство «Глобус», 2009. (Управление школой). 2. Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». - Ростов н/Д: Феникс, 2009. – (Библиотека учителя). 3.Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе».