Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 12:24

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Современные подходы к организации коррекционной работы по предупреждению дисграфии у детей дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №26 «Буратино»
г. Белебея муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан

«Современные подходы к организации коррекционной работы по предупреждению дисграфии
у детей дошкольного возраста»

(Материал из опыта работы)

Подготовила
учитель-логопед
МАДОУ №26
О.А. Павлова

2015 год
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом.
Поэтому проблему профилактики дисграфии у дошкольников с нарушением речи можно отнести к числу актуальных и практически значимых.
Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
Коррекционная работа по профилактике дисграфии начинается с логопедического обследования, направленного на изучение у детей особенностей состояния речевых и неречевых процессов, т. е. предпосылок овладения письмом. На основе полученных результатов определяются базовые направления профилактической работы, которые включают в себя традиционные методы в сочетании с новыми современными приемами и технологиями.
Для того чтобы стимулировать деятельность ребёнка, использую тактику мотивации, применяю систему поощрения в форме оценок (цветные картинки), использую ИКТ.
Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование презентаций, как метод эффективного воздействия на речевое развитие детей. Внедрение ИКТ в образовательный процесс дает возможность моим воспитанникам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, увлекательным.
В своей работе я использую свои презентации, которые составляю на все занятия, а также развивающие игры портала «Мерсибо», которые позволяют мне успешно вести работу по всем разделам коррекционной программы, в том числе и по профилактике дисграфии.
Основные этапы коррекционной работы по профилактике дисграфии включают в себя:
1. Коррекцию звукопроизношения. Развитие фонематических процессов, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
2. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы.
3. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога.
4. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова.
5. Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания.
6.Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения.
7.Развитие неречевых психических функций.
Работу по коррекции звукопроизношения начинаю с подготовки артикуляционного аппарата, а также с развития фонематического слуха. На данном этапе ведётся следующая работа:
1.Развивать умение различать на слух верно и неверно произнесенные звуки.
2. Развивать умение выделять заданный звук из ряда других звуков, выделять слоги и слова на заданный звук.
3.Развивать умение определять позицию звука в слове. (Слайд №5)
4.Развивать умение дифференцировать мягкие и твёрдые, звонкие и глухие согласные звуки. (Слайд №6)
5.Развивать умение называть слова на заданный звук.
Обучение звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нём.
Дети знакомятся с тем, что при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преград (ни зубы, ни губы, ни язык не мешают воздуху легко выходить изо рта), обозначать их нужно красной фишкой, гласных звуков шесть. Дети находят гласные звуки в трёхзвуковых словах: мак, лук, дом, и т.д. На последующих занятиях дети знакомятся с согласными звуками, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык, согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие, твёрдые согласные обозначаются синей фишкой, мягкие – зелёной. (Слайд №7)
На данном этапе провожу интересные игры, которые составляю по всем звукам, например:
• "Отгадай слово по первому (второму, третьему, последнему) звуку названий картинок". (Слайд №8)
• Подбери картинку, название которой соответствует данной схеме.
(Слайд №9,10)
• Замени в слове первый звук и назови новое слово.
II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
НА УРОВНЕ БУКВЫ (Слайд №11)

В процессе знакомства детей с буквами веду большую работу по предупреждению ошибок чтения и письма на уровне буквы. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности, поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, совместно с воспитателями, физкультурным руководителем, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для осуществления этой цели проводила разные игры. Большим успехом пользовалась игра «Муха». (Слайд №12)
В центре сетки находится «муха», которая может перемещаться только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Дети по сигналу передвигают свою муху по листу бумаги, отвечая, где остановилась «муха». В результате этой игры дети легко усваивают понятия: верх – низ, право – лево, а также запоминают названия квадратов:
1-центральный квадрат;
2-правый центральный квадрат;
3-левый центральный квадрат;
4-верхний центральный квадрат;
5- нижний центральный квадрат;
6-правый верхний квадрат;
7-правый нижний квадрат;
8-левый верхний квадрат;
9-левый нижний квадрат.
После такой подготовки предлагала диктанты для рисования орнаментов и букв, а так же следующие игры и задания:
• Нахождение букв в геометрических фигурах. (Слайд №13)
• Назови заштрихованные буквы. (Слайд №14)
• Назови буквы, изображённые пунктиром. (Слайд №14)
• Назови недописанные буквы. (Слайд №15)
• Дорисуй недостающие элементы буквы. (Слайд №15)
• Назови буквы, наложенные друг на друга. (Слайд №16)
• Назови стилизованные буквы. (Слайд №16)
• Определи, какие из букв написаны неправильно. (Слайд №16)
• Демонстрация букв в разном положении. (Назови все буквы, запиши, придумай слова на каждую букву.) (Слайд №17)
• Подбери слова к заданным схемам с гласными буквами. (Слайд №18)
• Расставь буквы по возрастанию и прочитай, какое слово получилось?
(Слайд №19)
Систематическое придумывание детьми слов на данную букву, связь звука и буквы, а также их различение объясняются на каждом занятии.
Постепенно дети усваивают, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем.
II. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
НА УРОВНЕ СЛОГА (Слайд №20)
На данном этапе предлагала выполнить следующие задания:
1. Назвать гласный звук в слоге.
2. Поднять ту букву, которая соответствует гласному звуку слога.
3. Записать гласные буквы из предложенных слогов.
4. Придумать слог с заданной гласной.
5. Определить место гласного звука в слоге и показать букву, которой обозначается этот звук.
6. Придумать слог, в котором гласный звук на первом, втором и т.д. месте.
7.Придумать слова с двумя или тремя слогами.
8. Придумать слово с заданным слогом в начале (середине, конце) слова, например со слогом ма. (Слайд №21)
9.Составить слог по первым (вторым, третьим, последним) звукам названий картинок, а затем придумать слова с данным слогом.
Например: даны картинки, на которых изображены улитка и муравей. Составим слог по первым звукам: УМ: УМ ный, Ум ник, УМ ница. (Слайд №22)
Затем картинки меняются местами и дети придумывают слова со слогом – МУ.
МУ ка, МУ ха, МУ зей. (Слайд №23)
10. Игра «Поезд». Детям предлагалось рассадить пассажиров по вагончикам в зависимости от количества слогов в слове. (Слайд №24)
11. Составление слов из предложенных слогов. (Слайд №25,26)
III. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА (Слайд №27)
На данном этапе предложила детям сравнить слоги и слова, на основе сравнения сделали вывод - слова имеют лексическое значение, а слоги нет. Затем выяснили, что слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоящие из одной буквы - А, У, К, И, В, С. Поэтому при изучении буквы «А» познакомила с союзом «а».
Используя картинки, предлагала составить как можно больше предложений с союзом «а». (Слайд №28)
Например:
Морковь – овощ, а яблоко – фрукт.
Морковь растёт в огороде, а яблоко – в саду.
2.Для работы с предлогами использую схемы, где предлог – маленький человечек. (Слайд №29)
3.Затем включаю задания на отгадывание ребусов, так как они стимулируют умственную деятельность, дают прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. Ведь предлоги в ребусах подразумеваются, а не изображаются. (Слайд №30,31,32)
4. На данном этапе учила детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:
Кто это? Аня, кошка, мама …
Что это? Книга, лето, туча …
Что делает? Сидит, умывается, думает …
Какой? Какая? Какое? Какие?
5.Для уяснения лексического значения слова давала задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:
- по опорным признакам – белое, тёплое,
парное -? (молоко);
хищный, серый, злой, клыкастый - ? (волк) (слайд №33);
- на обобщающие понятия:
- какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);
- добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул, …);
- назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус -…).
6.Выполняли задания на подбор к данному слову родственных слов.
Например: зима – зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать; дом – домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.
7. Исключение лишних слов.
Например: гусь, гусыня, гусак, гусёнок, гусеница.
8.Игра «Найди пару». Подбор слов к данной рифме.
Например: сок – лесок, носок, поясок, голосок …; сы – весы, часы, усы, носы.
9.Подбор синонимов к существительным, прилагательным, глаголам.
Например: приятель, знакомый, товарищ; добрый, ласковый, нежный, заботливый; бежать, мчаться, нестись, лететь.
10.Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.
11. Игра «Слово рассыпалось». Составление из данных букв слова.
(Слайд №34,35)
12.Составить короткие слова из длинного. (Слайд №36)
13.Чтение слов по пол буковке. (Слайд №37,38)
14. Придумывание лесенок слов на данную букву. (Слайд №39)
15.Работа с изографами.
На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь. (Слайд №40,41)
И др.
IV. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (Слайд №42)
1. Согласование существительных с прилагательными.
а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чьё?, чьи?. Например:
яблоко (какое?) – сочное, спелое, вкусное, зелёное, красное и т.д.
след (чей?) – заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.
б) Подбор существительных к данному прилагательному.
О чём можно сказать: зелёный, зелёная, зелёное, зелёные? Например:
зелёный – дуб,… ;
зелёная- лужайка, …;
зелёное – яблоко, …;
зелёные – листья …
(Слайд №43)
в) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа «Помоги Незнайке исправить ошибку». Например:
длинная вечер (длинный), чёрный крылья (чёрные).
2. Сочетание существительных с глаголами.
а) Подбор как можно большего количества глаголов к данному слову.
Например:
Что можно сделать с яблоком?
Сорвать, купить, съесть, помыть, разделить и т.д.
б) Подбор существительных к данному глаголу с предлогом. Например:
Подъехать к …(дому, к дереву, к магазину, …).
в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:
Женя упал – Женя упала; Саша ушёл – Саша ушла.
Согласование существительных с числительными. Необходимо научить детей согласовывать числительные 1, 2, 5 с существительными. (Слайд №44)
V. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ (Слайд №45)
Предложение – это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.
Дети должны усвоить, что первое слово пишется с большой буквы, слова пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
1.Придумать предложение с заданным количеством слов.
2. Увеличить количество слов в данном предложении.
3. Составить предложение из слов, данных в беспорядке.
4. Составить графическую схему предложения.
5. Определить, каким по счёту является слово в предложении.
6. Поднять цифру, которая соответствует количеству слов в предложении.
7.Перестановка слов с целью получения нужной фразы: Юли красивая кукла у. Красивая кукла у Юли. У Юли красивая кукла.
8.Составление предложений по предложенной схеме. (Слайд №46)
9.Выделить первые (или средние, последние) слоги слов-названий картинок и записать их в клеточки рядом с каждой картинкой. (Слайд №47-52)
Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться педагогами наряду с традиционными при обучении детей с речевой патологией, а также детей с нормальным речевым развитием. Данная работа позволяет решить вопросы, связанные с оптимизацией коррекционного обучения и воспитания дошкольников с ОНР, а также с подготовкой к успешной интеграции выпускников логопедических групп в общеобразовательные школы. Я надеюсь, что данная работа будет интересна и полезна воспитателям и логопедам в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Если вы ещё не заинтересовались данным видом работы, попробуйте. Вы увидите интерес в глазах малышей и то рвение, с которым они примутся за работу. Не забывайте: «Кто хочет делать – ищет способ, кто не хочет – ищет причину».
ЖЕЛАЮ ВСЕМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!!!

https://cloud.mail.ru/public/5Jtn/A1584tiem - ссылка на презентацию

Литература.
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение: Кн. Для учителя /Сост. В.В. Волина.-М.: Просвещение. 1991. – 368 с.
2. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам: комплекс игр и упражнений для детей 5-7 лет: Пособие для педагогов и родителей / Л.М. Козырева. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. -32с.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей:

Источник: https://cloud.mail.ru/public/5Jtn/A1584tiem
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: htxtwdtnbr (07.02.2016) | Автор: Павлова Ольга Алексеевна E
Просмотров: 1117 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Алексеевна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024