Разработка логопедического занятия с использованием метода зеркальной репродукции "Волга-матушка"
Тема занятия: "Волга-матушка". Автор:Болонина Василина Владимировна, учитель-логопед первой квалификационной категории.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие». Цель занятия: Развитие навыков звукового анализа и синтеза, рисования картин методом зеркальной репродукции. Задачи: - совершенствовать фонематический слух; - развивать навыки звукового анализа и синтеза; - тренировать в преобразовании слов путем замены одного звука; - тренировать в дифференциации твердых и мягких согласных; - обогащать словарный запас; - расширять представления детей о реке Волге, природе Самарской области; - развивать творческие способности детей в процессе рисования методом зеркальной репродукции картин; - развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, зрительно-моторную координацию; - развивать логическое мышление; - развивать точность и координацию движений; - воспитывать культуру общения, доброжелательность, целеустремленность; - воспитывать аккуратность, бережное отношение к материалам для рисования; - формировать положительную мотивацию к логопедическим занятиям. Методы и приемы: практические: театрализованная деятельность, дидактическая игра, подвижная игра, рисование методом зеркальной репродукции, слушание музыки; наглядные: рассматривание иллюстраций, пейзажных фотографий, электронная игра-презентация; словесные: беседа с детьми, ситуативный разговор, вопросы к детям, отгадывание загадок, словесно-речевые игры «Буква заблудилась», «Соберем букет». Материалы, оборудование: проектор, ноутбук, экран, колонки, электронная игра-презентация, аудиозапись песни «Течет река Волга» (музыка М. Фрадкина, слова Л. Ошанина), дидактическое пособие «Кукла Лучик», предметные картинки с изображением полевых цветов (колокольчик, василек, лютик, незабудка, цикорий, одуванчик), карточки синего и зеленого цвета в форме кочек с буквами, пуфики, пейзажные фотографии по количеству детей (разные), папки-уголки из прозрачного бесцветного пластика формата А4, бумага для акварели формата А3, гуашь, кисти, емкости для воды, черные маркеры, поролоновые губки, пластиковые контейнеры для губок, мыло, салфетки, сувениры-магниты с изображением Волжского пейзажа, магнитная доска, магниты. Формы организации детской деятельности: - Двигательная деятельность: Орг. момент «Цветок» Динамическая пауза «Прыгаем по кочкам» - Игровая деятельность: Игра-драматизация Дидактическая игра Подвижная игра Обыгрывание ситуаций - Коммуникативная деятельность: Беседа Ситуативный разговор Вопросы к детям Общение с куклой Называние предметных картинок Звуковой анализ и синтез слов Высказывания детей по впечатлениям о картинах - Познавательно-исследовательская деятельность: Отгадывание загадок Дидактические игры «Буква заблудилась», «Соберем букет» Отбор предметных картинок по заданию Рассматривание пейзажных фотографий, иллюстраций Наблюдение за действиями педагога Анализ творческих работ - Изобразительная деятельность: Рисование пейзажа методом зеркальной репродукции картин - Музыкальная деятельность: Прослушивание песни «Течет река Волга» (музыка М. Фрадкина, слова Л. Ошанина) в исполнении Л. Зыкиной
Логика образовательной деятельности
1. Логопед приветствует детей, приглашает их встать в круг, держась за руки и соединив руки в центре круга. Затем участники расширяют круг: Цветок наш раскрывается, Занятье начинается!
2. Логопед предлагает детям сесть на пуфики. Загадывает детям загадки: [i]1. В дверь, в окно стучать не будет, А взойдет и всех разбудит (солнце) 2.Кто входит в окно, Не ломая его? (луч солнца)
3. Логопед напоминает детям, что у них тоже есть знакомый «Лучик». Предлагает позвать его в гости. Появляется кукла-персонаж Лучик, управляемый руками логопеда.
Лучик приветствует детей и просит их о помощи, так как злой волшебник заколдовал стихи в книге Лучика, и в них перепутались некоторые буквы. Лучик читает заколдованное стихотворение, на экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась»: Говорят, один рыбак В речке выловил башмак. Но зато ему потом На крючок попался ДОМ! Предлагает детям определить, в каком слове есть ошибка, и исправить ее. Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (дом), исправляют ошибку путем замены буквы Д на букву С. Рассказывают стихотворение с правильным словом «сом».
4. Логопед беседует с детьми, где рыбак мог поймать сома, какая крупная река протекает недалеко от нашего города, бывали ли ребята на Волге. Обращает внимание детей на фотографию волжского пейзажа на экране. Лучик предлагает отправиться в путешествие на берег Волги. Для этого придется пройти через лес, луга, преодолеть болото.
5. Логопед предлагает детям пройти через лес. Лучик просит найти ошибку в стихотворении: Закричал охотник: «Ой! ДВЕРИ гонятся за мной!» На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (двери), исправляют ошибку путем замены буквы Д на букву З. Рассказывают стихотворение с правильным словом «звери». Логопед просит детей прислушаться к тишине леса, постараться услышать отдельные звуки его обитателей и догадаться, кто спрятался в этом лесу: Л-О-СЬ, В-О-Л-К, Л-И-С-А, М-Ы-Ш-К-А
6. Логопед говорит, что лес пройден, впереди луг. Просит назвать луг ласково. Спрашивает детей, чем можно заниматься на лугу. Лучик предлагает найти ошибку в следующем заколдованном стихотворении: Мы собирали васильки, На головах у нас ЩЕНКИ. На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (щенки), исправляют ошибку путем замены буквы Щ на букву В. Рассказывают стихотворение с правильным словом «венки». Логопед предлагает поиграть в игру «Соберем букет». Раздает детям и Лучику карточки с изображениями полевых цветов (василек, лютик, одуванчик, колокольчик, незабудка, цикорий). Называет первый звук названия цветка, мимо которого нужно пройти, предлагает ребенку, у которого соответствующая карточка, назвать свой цветок и прикрепить карточку на магнитную доску. Логопед объясняет происхождение слова «незабудка».
7. Лучик говорит, что они добрались до болота, и читает заколдованное стихотворение: На болоте нет дорог, Я по КОШКАМ – скок да скок! Просит найти ошибку. На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (кошки), исправляют ошибку путем замены буквы Ш на букву Ч. Рассказывают стихотворение с правильным словом «кочки».
8. Динамическая пауза. Подвижная игра «Прыгаем по кочкам». Логопед приглашает ребят и Лучика перебраться через болото по кочкам. Приглашает детей пройти в другую часть кабинета, где на полу разложены карточки-кочки с буквами. Задание: если попадется кочка твердая (синяя), то произнести твердый звук, если мягкая (зеленая) – мягкий звук, обозначенный буквой на кочке. По очереди наступая на карточки-кочки с буквами, дети проходят каждый по своему маршруту, называют твердые и мягкие согласные звуки, обозначенные буквами, в зависимости от цвета кочки.
9. Логопед объявляет, что болото пройдено, и впереди небольшая речка Криуша, приток реки Волги. Просит детей сесть на пуфики. Лучик предлагает исправить еще одну ошибку, чтобы двигаться дальше: Сели в ЛОЖКУ и айда! По реке – туда-сюда! На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (ложка), исправляют ошибку путем замены буквы Ж на букву Д. Рассказывают стихотворение с правильным словом «лодка». 10. Лучик приглашает детей в плавание на лодке по реке Криуше. Логопед говорит, что они доплыли до реки Волги. Лучик читает заколдованное стихотворение: Синеет Волга перед нами! Летают МАЙКИ над волнами! На экране демонстрируется игра-презентация «Буква заблудилась». Дети рассматривают иллюстрации на экране. Определяют слово с ошибкой (майки), исправляют ошибку путем замены буквы М на букву Ч. Рассказывают стихотворение с правильным словом «чайки».
11. На слайде демонстрируется волжский пейзаж. Логопед просит детей высказать свое мнение об увиденном.
12. Логопед предлагает детям нарисовать Волжские просторы методом зеркальной репродукции и приглашает их к столу, оборудованному для рисования. Детям предлагаются на выбор разные пейзажные фотографии реки Волги. Фотографии помещены в папки-уголки. Логопед натирает папки-уголки мылом, затем просит детей обвести основные линии пейзажа маркером и предлагает нарисовать выбранный пейзаж с помощью гуаши. Показывает приемы смешивания гуаши разных цветов в процессе рисования на папке-уголке. Помогает детям в процессе работы. Звучит песня «Течет река Волга» в исполнении Л. Зыкиной. По завершении картин предлагает детям протереть лист бумаги влажной губкой, приложить его к папке-уголку, прижать руками, а затем снять лист бумаги выбранным методом (за уголок, за верхний край, за нижний край). Обращает внимание детей на получившиеся картины.
13. Логопед демонстрирует творческие работы всех участников и просит детей пофантазировать, какая погода изображена на их рисунках. Логопед подводит итог путешествия, спрашивает детей, что им понравилось на занятии, и предлагает возвратиться в детский сад: Раз, два, три, Лучик, в садик нас верни!
14. Лучик благодарит детей за помощь и интересное совместное путешествие. Дарит детям магниты с изображением видов реки Волги. Прощается с детьми. Логопед хвалит детей, предлагает им разместить творческие работы на выставке, прощается с детьми.
Использованная литература: Шибаев А.А. Язык родной, дружи со мной. СПб., ОАО "ДЕТГИЗ", 2008.
Уважаемая Василина Владимировна! Сообщаю, что Ваша работа прошла техническую экспертизу и допущена к участию во Всероссийской научно-методической конференции "Современные интерактивные технологии в коррекционном образовании". С уважением, технический эксперт Николаева Ольга Валериевна.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]