Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) детского дома.
Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ в условиях специального (коррекционного) детского дома. В специальном (коррекционном) детском доме №4 г. Ростова-на-Дону находятся дети возрастом от трех до семи лет, от которых отказались родители, из неблагополучных семей или оставшиеся без попечения родителей в связи с решением суда об ограничении их в правах (отбывание в местах лишения свободы, помещение в психиатрические диспансеры), дети, у которых родители инвалиды или по заявлению родителей сроком на один год. Это дети с ограниченными возможностями здоровья(нервно-психические, речевые нарушения, нарушение зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.) Чаще всего у детей не одно нарушение здоровья, а имеются сочетанные дефекты, что значительно осложняет коррекционную работу. Оказание помощи детям- сиротам с ограниченными возможностями здоровья, заключающуюся в максимальной компенсации имеющихся у них нарушений развития – основная задача врачей, педагогов, психологов и логопедов, работающих в детском доме. Работа учителя-логопеда в специальном коррекционном детском доме для детей с ОВЗ имеет принципиальные отличия от работы с детьми такого же возраста, например, в дошкольном учреждении. На что следует обратить внимание: Группа разнородна по возрастному признаку (дети от 3 до 7 лет). Психофизиологический статус детей также разнороден. Здесь находятся дети со смешанными специфическими расстройствами психического и речевого развития; некоторые имеют пограничное состояние ЗПР-УО, есть и те, чей интеллект соответствует возрасту. Речевой статус детей так же разнообразен: ЗРР, недоразвитие речи, дизартрия, моторная алалия, ринолалия. Большинство детей, помимо этого, имеют нарушение зрения (близорукость, амблиопия, косоглазие и т.д). Дети с особыми потребностями отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки Нахождение детей в группе не имеет четко очерченных рамок как в ДОУ. Они могут находиться в детском доме и длительное время (3-4 года), и непродолжительное (несколько месяцев). Поступление и выбывание идет в течение всего учебного года. В связи с этим особое внимание в своей работе я уделяю развитию фонематических процессов. Теория и практика логопедической работы доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом: Коррекция нарушений произношения (звукопроизношения, слоговой структуры слов) возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Давно отмечена взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. Умение услышать, выделять каждый отдельный звук в слове, отделять его от других звуков, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Успешная подготовка наших детей к школе невозможна без определенного уровня речевого развития. Для обучения в школе необходимо иметь значительный словарный запас, довольно хорошо развитый грамматический строй речи, не говоря уже о звукопроизношении. «Кроме того, совершенствование диалогической и монологической речи, практическое овладение различными средствами выразительности языка возможны лишь на основе осознания ребенком языковой действительности, элементарных практических наблюдений и обобщений в области родного языка, а также на основе отношения к речи другого человека как регулирующей его деятельности» ((Р.Д.Тригер). Большинство наших воспитанников имеют в анамнезе задержку психического развития церебрально-органического генеза, что усложняет усвоение ими речи на уровне, соответствующем их возрасту. Поэтому требуется более углубленная и целенаправленная работа, направленная на развитие фонематического слуха, устранение дефектов произношения, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи.
Работа по развитию фонематических процессов проводится в течение всего учебного года как в рамках специально организованной деятельности, так и в совместной. Следует отметить такие формы работы по развитию фонематических процессов как: Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, памяти, на развитие фонематического слуха и фонематических представлений; Слушание аудиозаписей сказок и спектаклей; Логопедические развлечения. Диагностика фонематических процессов проводится по методике А.Д.Виноградовой. Данные диагностики в конце учебного года показали положительную динамику. Дети, прошедшие обучение имеют хорошие показатели, что говорит о необходимости и в дальнейшем вести углубленную работу по развитию фонематических процессов у воспитанников нашего детского дома.