Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 15:59

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации к созданию предметно-развивающей среды в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста (проектная модель)

Цель проектной модели- развитие основных психических процессов ребенка с недоразвитием речи через создание предметно-развивающей среды.
Задачи проекта:
1.Обеспечить многофункциональность групповой комнаты за счет организации центров развития детей, оборудованных дидактическим материалом, играми, пособиями в соответствии с принципами построения развивающей среды, их коррекционной направленности.
2.Создать условия для формирования ключевых компетентностей дошкольников с патологией речи: интеллектуальной, информационной, коммуникативной, социальной.
3.Экспериментально проверить эффективность реализации данной модели.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта созданы центры развития детей соответственно специфике группы компенсирующей направленности с содержанием коррекционного материала, главной целью которого является развитие речи и логическое мышление детей. Центры позволяют обеспечить реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка с учетом его интересов. В результате интеграции различных видов деятельности представления об окружающем мире более дифференцированы, наполняются конкретным содержанием; речь и логическое мышление переходят на более высокий, качественный уровень; поведение детей будет характеризоваться большей уверенностью, дети смогут самостоятельно найти решение проблемы, не опираясь на образец взрослого; повысится творческая активность, самостоятельность, инициативность, умения выполнять задание и понимать его.
Идея проекта заключается в формировании развивающей среды в соответствии с коррекцией и развитием разных психических процессов ребенка с ОНР и использованием планируемых центров развития. Она должна быть полифункциональна, содержательна, доступна, соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

Этапы формирования коррекционно-развивающей среды:
1.Организационный этап. Содержание:
- проведение диагностики уровня развития логического мышления и речи у детей среднего дошкольного возраста;
-проведение консультаций для родителей о необходимости создания предметно-развивающей среды;
-составление плана работы по организации центров развития совместно со специалистами детского сада и родительским активом.
2.Основной этап( формирующий). Содержание:
-организация предметно-развивающей среды путем создания центров развития.
-наполнение центров дидактическими пособиями и игровым оборудованием.
3.Заключительный этап (контрольный). Содержание:
-проведение диагностики итогового уровня развития компетенций ребенка;
-проведение анализа эффективности данного проекта.

Рекомендации по использованию модели:
1.Каждый центр должен содержать дидактические пособия, направленные на развитие ребенка, согласно тематике центра.
2.Дидактические пособия каждого центра должны соответствовать уровню развития детей, быть научно обоснованными.
3.Деятельность в центрах развития должна носить системный и последовательный характер.
4.Предметно-развивающая среда должна создавать благоприятную психологическую атмосферу, учитывать пожелания родителей.
5.Предметно-развивающая среда должна содержать традиционные и современные компоненты, своевременно пополняться новыми пособиями и оборудованием.
6.Предметно-развивающая среда должна обеспечивать достижения нового перспективного уровня развития в детской деятельности.
7.Организация предметно-развивающей среды должна сплотить участников проекта - родителей, воспитателей, педагогов доп. образования, учителя-логопеда в единый коллектив с общей целью.

Описание модели предметно-развивающей среды.

Название
центра Оборудование Значение
1.Центр
«Говорим правильно» 1.Зеркало
2.Полка для пособий
3.Игрушки и пособия для
развития правильного дыхания.
4.Игры на развитие мелкой моторики
(семена, косточки, бусы, шнуровки и т.д.).
5.Наборы сюжетных и предметных
картинок.
6.Опорные схемы и модели для
составления рассказов, заучивания
стихотворений.
7.Игры на формирование
грамматического строя ( «Один-много»,
«Скажи ласково» и т.д.)
8.Игры на развитие
фонематического слуха ( «Назови звук»,
«Согласный-гласный» и т.д.)
9.Рабочие тетради, наборы букв.
10.Звуковые карточки. Формирование правильного физио-логического дыхания.
Формирование правильной артикуляции звуков, их дифференциации.
Формирование связной грамматически правильной речи.
Формирование фонематического слуха.
2. Центр «Наша
библиотека» 1.Стеллаж для книг, стол, стульчики.
2.Детские произведения разных авторов по программе, фольклор, энциклопедии, любимые книги детей.
3.Папки с предметными и сюжетными картинками по лексическим темам.
4.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
5.Набор аудиокассет с записями музыки и литературных произведений.
6.Наборы известных репродукций картин, иллюстраций. Развитие логического мышления.
Развитие связной речи и познавательной активности.
Освоение родного языка.
Приобщение к общечеловеческим ценностям.
Воспитание духовной культуры.
Воспитание патриотических чувств, чувства любви к родному краю родному городу.
Воспитание любви к художественной литературе.
3.Центр
«Маленький театр» 1.Большая и маленькая ширма.
2.Куклы, маски, игрушки для различных видов театра( перчаточный, пробковый, пальчиковый, кукольный и т.д.)
3.Костюмы и предметы для драматизации.
4. Произведения художественной литературы , иллюстрации для театральной деятельности. Развитие связной устной речи.
Развитие навыков речевого общения.
Формирование умений играть разные роли.
Формирование умения перевоплощения с использованием мимики, голоса, интонации, дикции.
Развитие творческих способностей, фантазии детей.

4.Центр «Короли логики» 1. Счетный материал.
2.Комплекты цифр и знаков.
3.Игровое оборудование для формирования элементарных математических навыков.
4. Блоки Дьенеша, Палочки Кьюизенера.
5.Схемы и планы различных объектов (групповая комната, детский сад, маршруты)
6.Рабочие тетради по математике.
7.Наборы объемных и плоскостных фигур.
8.Дидактические игры на развитие математических представлений.
9.Счетные палочки.
Развитие логического мышления.
Совершенствование навыков ориентировки в пространстве, на плоскости, на листе бумаги.
Развитие зрительной и словесной памяти.
Развитие внимания, навыков действовать по инструкции.
Закрепление навыков устного счета, состава числа.
Развитие творческого воображения.
5. Центр «Учимся творить» 1. Восковые и акварельные мелки.
2.Цветной и белый мел.
3.Гуашь и акварельные краски.
4.Пластилин.
5. простые и цветные карандаши.
6. Цветная и белая бумага, бумага разных форматов и состава.
7. Цветной картон, белый картон.
8.Наклейки, ткани, нити, ленты, пленки, природный и бросовый материал.
9.Кисти, стеки, трафареты, ножницы, клей, книжки-раскраски. Развитие мелкой моторики рук.
Развитие творческого воображения, творческой фантазии.
Закрепление умений и приемов рисования, лепки, аппликации.
Закрепление представления о цвете, свойстве и качествах различных предметов и материалов.
Знакомство с русским народным творчеством (гжель, хохлома и т.д.), хакасским народным творчеством (хакасский орнамент).
Совершенствование навыков ориентировки на листе бумаги.
Закрепление понятий: композиция, единый сюжет.
6. Центр «Будь здоров!» 1.Мячи разных размеров.
2.Обручи разных размеров.
3.Толстая веревка, шнуры разной длины.
4.Кольцеброс.
5.Кегли с шариками.
6.Мишени на ковролиновой основе с набором мячей.
7.Скакалки.
8.Массажные коврики.
9.Шарики «су-джок» Развитие ловкости, быстроты, выносливости, точности, двигательной активности.
Развитие общей и мелкой моторики.
Координация движений.
Формирование правильной осанки.
Профилактика плоскостопия.
Приобщение к здоровому образу жизни.
Активизация функций организма.

7. Центр «Наша лаборатория» 1.Природный материал: песок, глина, гравий, камни разных размеров и форм, земля, вода, ракушки, мел, минералы,
семена, плоды, кора деревьев, спилы деревьев, мох, листья.
2.Крупы разные.
3.Емкости разных размеров.
4.Инструменты: лопатки, палочки, воронки, сито, ложки, пипетки, лупы, колбы, плоские тарелочки, шприцы без иглы и т.д.
5.Передники, нарукавники, халаты, марлевые повязки, мед.шапочки.
6.Вата, марля, сахар, соль.
7. Микроскоп.
8.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.
9.Тетрадь для записи результатов опытов.
10.Дидактические альбомы с фиксированными результатами опытов, проектов. Развитие логического мышления.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие исследовательской деятельности.
Расширение представления об явлениях живой и неживой природы.
Формирование первичных естественно-научных представлений .
Развитие наблюдательности, внимательности, любознательности, памяти, мышления.
Развитие познавательной активности.
Формирование способов познания путем сенсорного анализа.
Формирование умений действовать по инструкции.
Формирование представления о технике безопасности.
Формирование комплексного алгоритма обследования предметов.
Развитие умений анализировать и фиксировать результаты познавательно-исследовательской деятельности.

8. Центр «Мы играем» 1.Кукольная мебель.
2.Наборы посуды.
3.Куклы разных размеров.
4.Коляски для кукол.
5.Комплекты одежды для кукол.
6.Машинки разных видов и размеров.
7.Кухонный уголок.
8.Мягкий уголок.
9.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Развитие социально- коммуникативных навыков.
Формирование ролевых действий и перевоплощений.
Развитие воображения, фантазии, творчества.
Развитие диалогической речи, связной речи.
Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения.
Развитие умений общаться в малой и большой группе.
Развитие умений выбирать себе партнера.
9. Центр «Учимся строить и конструировать» 1.Крупный и мелкий строительный конструктор.
2.Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
3.Крупный и мелкий конструктор.
4.Крупный и мелкий транспорт.
5.Конструктор «Архитектор» , «Лего».
6.Игрушки-трансформеры.
7.Матрешки.
8. Схемы построек и алгоритмы их выполнения.

Развитие пространственного мышления, творческой инициативности, конструкторских навыков.
Совершенствование навыка работы по заданной схеме, модели.
Создание условий для пространственной лексики.
Формирование зрительно-двигательной координации.

Уголок уединения. Ширма в виде домика, диван, магнитофон, аудиозаписи. Создание условий для уединения ребенка.

Используемая литература:
1.«От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» п/р Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой-М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010;
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования.

Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Marina1973 (02.04.2016) | Автор: Хакимова Марина Егоровна E
Просмотров: 1219 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Алексеевна, Марина Егоровна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

С уважением, куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024