Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 11:20

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Коррекция речедвигательных функций на логоритмических занятиях

Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение со взрослыми и сверстниками – всё это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В настоящее время увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. Работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья, помимо стандартных занятий, использую эффективным методом - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.

Речь - явление сложное и многогранное: лингвистическое, социальное, интеллектуальное, психофизическое, эстетическое и психологическое. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности познать действительность; полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а следовательно, и его личность в целом.
В последние годы, к сожалению, наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, вызванными не только физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями, но и дефицитом внимания со стороны родителей, заменой живого общения взрослых с ребенком, длительными по времени просмотрами телепередач и компьютерными играми.
Нарушение речи преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.
В нашей школе ведётся комплексная работа по коррекции речи и сопутствующих отклонений.
Работая в школе с детьми, имеющих тяжелые нарушения речевой функции, использую различные методы и приемы. Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико–грамматическом оформлении речевого высказывания и др. использую эффективный метод - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА.
Логоритмика – это система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых игр и упражнений, направленная на коррекции речевых нарушений посредствам движений.
Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции движений в сочетании со словом и музыкой. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу учащихся, что активизирует их познавательную деятельность, помогает адаптации к условиям внешней среды.
Такую форму активной терапии, как логоритмика, начала использовать в работе с детьми с 2012 учебного года.
На логоритмических занятиях решаются следующие задачи:
- оздоровительные: укрепление опорно – двигательного аппарата; развитие дыхания, моторных и сенсорных функций; воспитание чувства равновесия, правильной осанки.
- образовательные: формирование двигательных навыков и умений; развитие пространственных представлений; развитие ловкости, силы, выносливости; переключаемости, координации движений.
- воспитательные: развитие чувства ритма и способности ощущать ритмическую выразительность; проявление художественно – творческих способностей; воспитание положительных личностных качеств.
- коррекционные: исправление нарушенных функций; развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала).
В логоритмические занятия включаю: ходьбу и маршировку в различных направлениях; общеразвивающие упражнения; упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, мимики; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, активизирующие внимание, память; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические и речедвигательные упражнения, ритмические перехваты; игровая деятельность; упражнения для развития творческой инициативы; релаксация.
Все средства логоритмики можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально-ритмических упражнений и заданий.
Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом, а с моей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки.
Пальчиковые игры, речедвигательные упражнения на занятиях логоритмики провожу как с музыкальным сопровождением, так и без музыкального сопровождения. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Рассказывание стихотворений с помощью рук вызывает у детей интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствуют развитию крупной и мелкой моторики.
Упражнения разучиваем поэтапно: сначала движения, затем текст, потом все вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр проходит ненавязчиво, в игровой форме.
При работе над дыханием обращаю особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.
В занятия логоритмики обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Разучивание танцевальных движений также проходить поэтапно. Большая их часть построена на жестах и движениях. Тактильный контакт, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. При отборе игр обязательно учитываю то, чтобы их правила были доступны и понятны детям. В коммуникативных играх не оцениваю качество выполнения движений, что позволяет ребенку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.
Считаю, самое важное – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываю не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, их слаженность.
Еще один плюс занятий по логоритмике, это то, что они групповые. Это помогает ребенку научиться работать в детском коллективе, находить с ним общий язык и учиться с ним активно взаимодействовать.
Одно из необходимых условий для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов. Песенный репертуар разучивается на музыкальных занятиях. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы учителя начальных классов, воспитатели ГПД, психолог могут использовать на своих занятиях. Эти же упражнения и игры предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Учитывая принципы систематичности и последовательности, разработала перспективное и тематическое. Составленный перспективный план, предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т.е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
Занятия логоритмикой укрепляют у детей с речевыми нарушениями костно-мышечный аппарат, разви¬вают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, развивают ловкость, силу, выносли¬вость, координацию движений. В конечном итоге благотворно влияют на коррекцию речи.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и т.д. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником красивой речи для детей!

Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: olia3010 (20.01.2015) | Автор: Ольга E
Просмотров: 1686 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Анатольевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.

Куратор конференции, Любовь Павловна

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024