Конспект занятия по ФЦКМ в старшей логопедической группе Тема: Три поры осени.
Тема: Три поры осени.
Цели: Обобщать и систематизировать знания детей об осени. Учить детей выделять характерные признаки основных периодов сезона и рассказывать об этом. Развивать логическое мышление, творческое воображение. Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: иллюстрация «Осень», картинки с признаками осени; картинки, изображающие три поры осени, листья с разных деревьев, зонт, резиновые сапоги, узкая дорожка, канат, мольберт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Раз, два, три, четыре, пять. Становитесь в круг играть! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот, все обиды и огорчения. - Молодцы, а теперь присаживайтесь и начнем наше занятие.
2. Постановка целей и задач. - А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете из загадки: Дни стали короче, Длиннее стали ночи. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)
- Да это осень. И сегодня мы с вами поговорим о том, какой разной бывает осень.
3. Основная часть.
А) Беседа. - Осень, ребята, это одно из времен года. а скажите, сколько всего времен года в году? + 4 - Давайте назовем их. + Осень, зима, весна, лето. - А сколько месяцев у осени? + три. - Назовите их, пожалуйста. + Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Б) Работа по иллюстрации «Осень» - Давайте вспомним, чем осень отличается от других времен года. в этом нам поможет наш волшебный экран. (Иллюстрация «Осень», а отдельные картинки, признаки осени) - Каким осенью становится небо? + Небо осенью хмурое, затянуто тучами. + Дует холодный ветер. + Часто идут дожди. - А солнце осенью, какое? + Низкое, светит и греет мало, грустное, печальное. + На деревьях листья становятся разноцветными и опадают. + Это листопад. + Птицы улетают на юг. - Да, правильно, это все признаки осеннего времени года.
В) Логическая задача «Книжка про осень» - А сейчас, я хочу вам рассказать про мальчика Сашу. - Мама купила Саше новую книжку. В ней были три картинки. На первой деревья стояли с желтыми листьями. Такие же листья покрывали землю. Светило солнце, и деревья казались золотыми. Веселая была картинка. На второй картинке листьев на деревьях было меньше, небо затянули тучи, шел дождь. Грустная была картинка. А на третьей картинка, почти все деревья стояли голые, только дуб не сбросил свою листву. Опавших листьев было много на дорожках, под деревьями. В воздухе кружился и медленно падал на землю первый снег. - «Как называется первая картинка?» - спросил Саша маму и показал на первую. «Осень» - прочитала мама. «А эта?» - показал Саша на вторую картинку. «Осень» - опять прочитала мама. «А эта?» - спросил Саша про третью картинку. «Осень» - опять ответила мама.
- Ребята, скажите, почему про осень нарисованы три разные картинки? + Потому что она разная. - Да, скажите, на какой картинке нарисовано начало осени? + На первой. - Почему вы так думаете? - А её окончание, где заметно, что осень скоро закончится? + На последней. - Почему вы так думаете? - Правильно. А на второй нарисована середина осени. (дети раскладывают по порядку картинки)
Г) Словарная работа. - Отгадайте загадку. Падают с ветки, золотые монетки. (листья). - Да, это листья. А почему монетки «золотые»? + Потому что листья становятся желтыми, оранжевыми, как будто золотые. - Какой период осени называют «золотая осень»? + самое начало осени. - Как можно назвать первую картинку в книжке Саши? + Ранняя осень, золотая осень, красивая осень. - Да, это самая красивая пора осени. Это время любят взрослые и дети. Поэты написали очень много стихотворений об этой поре осени. Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над солнечной поляной.
Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца… - С чем сравнивает поэт лес? - Какие краски увидел он в лесу? + - Да, и именно за богатство красок, за красоту, осень стали называть «золотой». - А «поздняя осень», - какой период осени? + Последний. Это её окончание. - Название второй картинки можно оставить таким же, а вот третью как можно назвать? + Поздняя осень. Скоро зима. Конец осени. - Молодцы.
Д) Физминутка.
- А сейчас мы с вами отправимся на осеннюю прогулку. (дети за воспитателем идут по узкой дорожке и по канату) Мы сейчас в поход выходим, По дорожке мы идем, Руки за спину кладем И по бревнышку идем! Е) - Шагаем по мягкому ковру из осенних листьев. Давайте попробуем определить с какого дерева листок. (дети поднимают один листок и называют, с какого он дерева)
- Ребята, прислушайтесь, почему то не слышно птичьих голосов? + Они улетели в теплые края. - Правильно. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг. Как называют таких птиц? + Перелетные птицы. - А почему они улетают? - Да перелетные птицы улетают на юг, потому что там тепло и много еды для птиц. - Ребята, пока мы с вами гуляли, погода испортилась. Отгадайте загадку. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий, В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле. (Дождь) - Да, ребята, пошел такой сильный дождь. - Что появляется на дорожках во время дождя? + Лужи. - И чтобы нам вернуться сухими нам необходимы помощники.
Сухой – клин. Мокрый – блин. (зонт)
Если дождик, мы не тужим – Бойко шлепаем по лужам. Будет солнышко сиять – Нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги)
- Да, конечно, это зонт и резиновые сапоги. А зачем они нам с вами нужны во время дождя? + - Идемте быстрее под зонтик. Давайте вернемся в группу, пока совсем не промокли.
4 Итог - О чем мы сегодня говорили? + Об осени. - Да, осенью дни стали короче. Солнце светит мало. Листья на деревьях становятся разноцветными: желтыми, оранжевыми, красными, бордовыми, коричневыми. Они падают на землю – это листопад. Часто дует ветер, моросит холодный дождь. Поэтому на дорогах лужи, грязь, а люди прячутся от дождя под зонтиками. Птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края. Поздней осенью выпадает первый снег. Природа готовится к приходу зимы. - А что вам больше всего нравится осенью и что не нравится? + - Какой время года было перед осенью? + - Какое будет после осени? + Какой самое любимое и почему? + - Наше занятие подошло к концу. Большое вам спасибо. А наши наблюдения за осенью еще продолжатся на прогулке.