Конспект логопедического занятия на тему"Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]"
Технологическая карта занятия Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]
Предмет Логопедическое занятие Класс/группа Группа обучающихся 1 класса с задержкой психического развития Тема Дифференциация согласных звуков [Ж-Ш]
Автор занятия Бондарева Любовь Николаевна Должность Учитель-логопед Образовательное учреждение МОУ Константиновская СШ Республика/край Ярославская область, Тутаевский район Город/поселение посёлок Константиновский Тип урока занятия Систематизация и обобщение знаний Время реализации занятия (мероприятия, занятия) 45 минут Цели и задачи урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [ж – ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях и правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами. Задачи: 1. Коррекционно – развивающие: • развивать фонематическое восприятие; • развивать навыки звуко-слогового анализа и синтеза; • развивать мелкую моторику рук; • развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие; • расширять и активизировать словарный запас на материале тем «Животные», «Одежда»; «Ягоды». •формировать навык работы по инструкции; • предупредить ошибки на письме, при написании слов с буквами ж и ш. 2. Образовательные: • вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [ж – ш]; • учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами; •закреплять навык составления предложений с данными словами.
3. Воспитательные: • вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий; •воспитывать самостоятельность; • воспитывать культуру коммуникации; • формировать взаимопонимание, доброжелательность, инициативность, навыки сотрудничества; • формировать положительную мотивацию у учащихся через использование игровых упражнений, выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре «Дельфа – М». Оборудование у обучающихся: •зеркала; •индивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»; • логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»; • цветные карандаши, простые карандаши. Место занятия в системе занятий, взаимосвязь с предыдущим и последующим занятиями Занятие проводится после изучения на логопедических занятиях тем: «Звук и буква Ш», звук и буква «Ж», «Автоматизация звука [ш]», « автоматизация звука [ж]» на логопедических занятиях. При соотнесении звуков с буквами опираемся на печатные буквы. Письменные буквы «жэ» и «ша» на уроках обучающиеся будут изучать позже. Краткая психолого – педагогическая характеристика особенностей группы Группа детей задержкой психического развития и фонетико-фонематическим недоразвитием речи. У учеников данной группы работоспособность достаточно высокая, внимание устойчивое. Ресурсы, оборудование и материалы Компьютер; логопедический тренажёр «Дельфа - М» с микрофоном (версия 2.1); индивидуальные карточки «Кто шипит, а кто жужжит?»; карточки с буквами «жэ» и «ша»; логопедическое лото «Шипящие звуки [ж] [ш]»; ндивидуальные карточки «Шиповник и Ежевика», «Вышивка Шипелочки и Жужжалочки»; карточки с буквами «же» и «ша»; изображения Жужжалочки и Шипелочки.
Список учебной и дополнительной литературы 1) Баскакина И. В., М. И. Лынская. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш. – Москва.: Айрис-пресс, 2008. 2) Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004 3) «Копилочка активных методов обучения», http://www.moiuniversitet.ru/ebooks/kamo/kamo/ 4) Мазанова Е. В.Коррекция акустической дисграфии. – Конспекты занятий для логопеда/ Е. В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. 5) Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.6 Детство-Пресс, 2010
Этап, время Задачи этапа Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающихся 1. Организа- ционный момент 1 мин. Психологический настрой на занятие, активизация внимания. Обеспечить актуализацию имеющихся знаний. Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели. Скажите мне, какое сейчас время суток? Давайте начнем наше утро с улыбки. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и улыбнитесь мне. Представьте дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья. Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш-ш-ш. Прилетели шмели на поляну. Покажите, как низко летают шмели. Летают шмели, жужжат ж-ж-ж-ж-ж-. Ветер стих, не шелестят больше листочки. Не жужжат шмели. Снова подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях, прилетели шмели на поляну в лесу, зажужжали ж-ж-ж-ж-ж. Ветер стих, шмели улетели. Обучающиеся улыбаются друг другу, учителю и гостям. Дети стоят около своих парт, затем поднимают руки вверх, быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ш-ш-ш-ш-ш. Дети опускают пальцы рук вниз и быстро сгибают и разгибают пальцы рук, произносят ж- ж -ж –ж-ж 2. Введение в тему занятия. 1 мин. Организовать самостоятельное формулирование постановки цели занятия Как шумела листва от тёплого ветерка? А когда прилетели шмели на поляну, как они жужжали? Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии? Дети произносят ш-ш-ш-ш-ш, затем - ж-ж-ж-ж-ж. Отвечают: «Над звуками [ж], [ш]». 3. Артикуляцион- ная гимнастика 3 мин. Подготовить артикуляционный аппарат к правильному произнесению звуков Ребята, шелестеть листьям на деревьях и жужжать шмелям на поляне помогал ветер. А нам с вами для правильного произношения звуков [ж-ш] поможет речевой ветерок. Потренируем наш речевой ветерок – выполним упражнение «Росток». Все вы знаете, что для того, чтобы правильно произносить все звуки, надо делать речевую гимнастику. Выполняем упражнения перед зеркалом: 1. «Трубочка – улыбка» 2. «Почистим верхние зубки изнутри» 3. «Парус» 4. «Лопаточка» 5. «Чашечка» 6. «Щёлкаем языком» 7. «Грибок» Ученики выполняют упражнение»Росток» на компьютерном тренажёре, делают упражнения артикуляционную гимнастику 4. Артикуляция звуков занятия 3 мин. Уточнить артикуляцию звуков занятия. Произнесите ещё раз звук [ш] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный? Произнесите звук [ж] перед зеркалом. В каком положении находятся губы? Зубы сомкнуты или разомкнуты? Где находится язык? Воздушная струя тёплая или холодная? Голос участвует в образовании этого звука? Этот звук гласный или согласный? Звуки [ж] и [ш] очень похожи по произношению, и поэтому на сегодняшнем занятии мы будем учиться их различать. Ученики отвечают: -Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос не участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия. -Губы слегка вытянуты вперёд и округлены, зубы разомкнуты, язык находится за верхними зубами. Воздушная струя тёплая. Голос участвует в образовании этого звука. Это звук согласный, так как, когда мы его произносим, воздух встречает во рту препятствия. 5. Соотнесение звуков с буквами 3 мин. Соотнести звуки занятия с печатными буквами, которые они обозначают. Развивать мелкую моторику рук при составлении букв из шнурочков. А какими буквами обозначаются звуки [ж] и [ш]? Покажите их на доске. Составьте из шнурочков заглавную письменную букву Ж, а затем заглавную письменную букву Ш. Звук [ж] обозначается буквой «жэ», звук [ш] обозначается буквой «ша».
6. Игра «Поймай звук» 5 мин. Развитие фонематического восприятия. Развитие навыков звукового анализа. Сегодня на занятие к нам пришли гости – Жужжалочка и Шипелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Шипелочки, а какой любимый звук у Жужжалочки? Учитель-логопед показывает изображения Шипелочки и Жужжалочки. Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть в разные игры. И сегодня мы с вами поиграем в игру « Поймай звук». Учитель – логопед читает стихотворение: Мыши жадные шуршали, Шоколад в шкафу жевали, И всю ночь потом чихали, Нашей кошке спать мешали.
Медвежонок Жак простужен, Мед ему сегодня нужен, Мёд ему дадим на ужин, Потому что мы с ним дружим.
А теперь ловим слоги со звуками [ж] - [ш]. Ловим слог «шу» Су, шу, жу, зу, шу, ку, жи, шу, щу, шу. Ловим слог «жа» Жи, жа, жу, зу, ша, жа, ща, жо, жа.
Ловим слова со звуком [ш]. Показывам букву «ша», если в слове есть звук [ш].Определяем место звука в слове. Магазин, шапка, жук, полоса, кошка, ужи, карандаш, жаба, машина. Ловим слова со звуком [ж]. Показывам букву «жэ», если в слове есть звук [ш]. Определяем место звука в слове. Мыши, сахар, кожа, шапка, жук, коза, зайка, ежи Дети отвечают: любимый звук у Шипелочки [ш], а у Жужжалочки звук [ж]? Хлопают, если услышат нужный звук.
7. Игра «Паровозик»
4 мин. Формировать положительную мотивацию у учащихся через выполнение занимательных заданий на логопедическом тренажёре. Соотнесение букв ж-ш со звуками. Шипелочка и Жужжалочка очень любят играть и в компьютерные игры. Поиграем вместе с ними в игру «Паровозик» Какой звук занятия есть в слове «жаворонок»? А с какого звука начинается слово «шар»? Сейчас мы выполним упражнение на нашем логопедическом тренажёре. Если я показываю вам букву «ша» – вы шипите, облако на компьютере должно подняться к шарику. Если я показываю вам букву «жэ» – вы жужжите, и облако на компьютере должно подняться к жаворонку. Дети по очереди подходят и выполняют упражнение. 8.Упражнение «Эхо»
3 мин. Развитие фонематического восприятия. Шипелочка и Жужжалочка живут в лесу. А в лесу можно услышать эхо. Попробуйте как эхо повторить слоги, которые я произнесу. Ша-жа-жа Жи-ши-жи Же-ше-же Жи-жи-ши Жу-шу-шу Ша-жа-жа Ша-жа-ша Жи-жи-ши А теперь вы должны записать в тетради те слоговые ряды, которые я произнесу. Записываем в тетради число. Слушаем внимательно, записываем слоговые ряды. Прочитайте, что у вас получилось. Ученики повторяют слоговые ряды. Записывают слоговые ряды в тетрадь. 8. Упражнение « Споём песенку» 2 мин. Развитие фонематического восприятия, развитие внимания. В нашем лесу растёт много разных ягод, а особенно много ежевики и шиповника. Как вы думаете, кто из героев нашего занятия любит собирать ежевику? А кто шиповник? Шипелочка любит собирать ягоды и напевать свою любимую песенку ши-ши-ши. А Жужжалочка собирает ягоды и поёт жи-жи-жи. Давайте споём вместе с ними их любимые песенки. Сначала поём песню шипелочки ши-ши-ши, а потом поём песню жужжалочки – же-же-же. А потеем – их общую песню – прыгаем сначала на шиповник и поём «ши», а потом на ежевику и поём «же». Дети «прыгают» пальцами по изображениям ягод и напевают ши-ши-ши, же-же-же. 10. Физкультми- нутка «Медведь и ёжик»
2 мин. Снятие мышечного утомления. Тренировка тембра голоса Шипелочка и Жужжалочка очень любят ходить в гости к медведю и к ёжику, которые живут неподалёку. А у медведя в лесу дом какой – большой или маленький? А у ежа? Встаём из-за парт и грубым, как у медведя голосом говорим: « А у медведя в лесу дом большой». Затем опускаем руки вниз и показываем, какой у ежа маленький дом и говорим тоненьким, как у ёжика голосом: «А у ежа дом маленький». Дети выполняют упражнение по инструкции учителя. 11. Игра «Третий лишний» 3 мин. Дифференцирова- ние звуков [ж-ш] в словах Героини нашего занятия предлагают вам игру «Третий лишний». У вас на партах лежат картинки. В названии двух из них есть один звук нашего занятия, а в названии третьей – другой. Эта третья картинка и является лишней. Назовите её и определите, какой звук в её названии и где он находится – в начале, середине или конце слова. Жираф-баклажан-карандаш Ёжик-шляпа-жёлудь Мышь-жук-шапка Лягушка-кошка-флажок Обучающиеся отвечают: -лишние слова карандаш (ш в конце слова), шляпа (ш в начале слова), жук (ж в начале слова), флажок (ж в середине слова) 12. Упражнение «Вышивка»
4 мин. Дифференцирова- ние звуков [ж-ш] в словах, предложениях. Жужжалочку и Шипелочку бабушка научила вышивать. Шипелочка вышила картинки со звуком [ш], а Жужжалочка картинки со звуком [ж]. Соедините карандашом вышивки Жужжалочки с её портретом, а вышивки Жужжалочки с её портретом. Назови, что вышила Шипелочка, а что Жужжалочка. Например, Шипелочка вышила ландыши на подушке. Дети отвечают: -Шипелочка вышила жёлудь на жилетке. Шипелочка вышила ромашку на шарфе.Жужжалочка вышила жука на жилетке. Шипелочка вышила лошадь на кофте.Шипелочка вышила шиповник на шапке. 13. Итог занятия
1 мин. Дети, наше занятие подошло к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать на занятии? Тот, кому понравилось сегодняшнее занятие, прикрепите к доске смайлик, тот кому занятие не очень понравилось- прикрепите просто магнитик – без смайлика. Пароль на выход – произнести слова со звуками [ж-ш] Ученики отвечают: Учились различать звуки [ж-ш].