Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 10:42

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация звуков [с]–[ш]» (1 класс)
Конспект логопедического занятия на тему
«Дифференциация звуков [с]–[ш]» (1 класс)
Цель: формирование у обучающихся умения дифференцировать звуки [с – ш] и правильно обозначать эти согласные на письме соответствующими буквами, профилактика дисграфии и дислексии
Задачи:
1. Коррекционно – развивающие:
• развивать фонематическое восприятие;
• развивать навыки звуко-слогового анализа;
• развивать мышление, внимание, память, зрительное восприятие;
• расширять и активизировать словарный запас на материале темы
«Животные»;
• развивать мелкую моторику пальцев;
• формировать навык работы по инструкции;
• развивать высоту и силу голоса.
2.Образовательные:
• вырабатывать у обучающихся чёткую дифференциацию звуков [с – ш];
• учить правильно обозначать эти согласные соответствующими буквами.
3. Воспитательные:
• вызвать у детей интерес к материалу логопедических занятий;
• воспитывать самостоятельность;
• вызвать у детей интерес к русским народным песням.
Оборудование у обучающихся:
•зеркала;
•индивидуальные карточки «Клубника и малина», «Гости Шипелочки и Свистелочки»;
•цветные карандаши, простые карандаши.
Оборудование у учителя-логопеда:
•логопедический тренажёр «Дельфа – М», микрофон;
•демонстрационные карточки с изображением букв «эс» и «ша»;
• изображения Свистелочки и Шипелочки;
•предметные картинки;
• презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(Дети стоят около своих парт)
Логопед: Представьте, дети, что вы сейчас в лесу. Покажите, какие там большие деревья.
(Дети поднимают руки вверх)
Подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш.
(Дети быстро сгибают и разгибают пальчики)
Подул холодный ветер, закачались сосны: с- с- с.
(Дети покачиваются и машут руками)
Ветер стих – не шелестят больше листочки, не качаются сосны. Снова подул тёплый ветерок, зашелестели листья на деревьях ш-ш-ш.
(Дети быстро сгибают и разгибают пальчики)
Подул холодный ветер, закачались сосны: с- с- с.
(Дети покачиваются и машут руками)
Ветер стих.
Дети опускают руки и садятся за парты.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Как шумела листва от тёплого ветерка?
Дети: ш-ш-ш
А когда подул холодный ветер, как закачались сосны?
Дети: с-с-с
Логопед: Догадайтесь, над какими звуками мы будем работать на сегодняшнем занятии?
Дети: Над звуками [с] и [ш])
3. Артикуляционная гимнастика
Логопед: Вы все знаете, что для того, чтобы правильно произносить все звуки, надо делать артикуляционную гимнастику. Берём зеркало, выполняем гимнастику.
«Трубочка-улыбка».
«Лопаточка».
«Почистим нижние зубки изнутри».
«Чашечка»
«Качели».
«Щёлкаем языком»».
Дети перед зеркалом выполняют артикуляционную гимнастику.
4.Артикуляция звуков занятия.
Логопед: У нас сегодня в гостях Шипелочка и Свистелочка. Они живут в том самом лесу, о котором мы с вами говорили в начале занятия. Догадайтесь, какой любимый звук у Свистелочки? (с-с-с)А какой любимый звук у Шипелочки? (ш-ш-ш) А звуки [с] и [ш] гласные или согласные?
Почему?
Дети: Эти звуки согласные, так как при их произнесении воздух встречает препятствия.
Логопед: Уточним, как поизносится звук [с ]. Произнесите этот звук ещё раз перед зеркалом. В каком положении находятся губы? (в улыбке) Где находится язык? (за нижними зубами) В каком положении зубы? (Сближены друг с другом). Воздушная струя тёплая или холодная? (холодная)
Логопед: Уточним, как поизносится звук [ш ]. Произнесите этот звук ещё раз перед зеркалом. В каком положении находятся губы? (слегка вытянуты в трубочку и округлены). Где находится язык? (за верхними зубами). В каком положении зубы? (разомкнуты). Воздушная струя тёплая или холодная? (тёплая)
5. Соотнесение звуков с буквами.
Логопед: А какими буквами обозначаются звуки [с – ш]?
Дети: «эс» и «ша».
Логопед: Покажите печатную букву «эс», печатную букву «ша». Какая любимая буква у Свистелочки? А у Шипелочки? Письменные буквы вы будете изучать на уроках позже.
6. Игра «Вверх – вниз».
Логопед: Шипелочка и Свистелочка предлагают вам поиграть. Если я подниму пальцы вверх – вы должны пошипеть, если я опускаю пальцы вниз – вы должны посвистеть.
Дети выполняют задание.
7. Работа с логопедическим тренажёром.
Логопед: Свистелочка и Шипелочка очень любят играть в разные компьютерные игры. Они предлагают вам поиграть. Скажите, с какого звука начинается слово шар? С какого звука начинается слово солнце? Если я показываю вам букву «эс» – вы свистите, облако на компьютере должно подняться к солнышку. Если я показываю вам букву «ша» – вы шипите, и облако на компьютере должно подняться к воздушному шарику.
Дети выполняют задание на логопедическом тренажёре.
8. Игра « Собираем клубнику и малину».
Логопед: Шипелочка и Свистелочка очень довольны тем, как вы выполнили задание и предлагают вам немного отдохнуть вместе с ними. Они очень любят собирать ягоды и напевать при этом свою песенку. У вас на партах лежат карточки, на которых нарисованы ягоды. Какие ягоды здесь нарисованы?
Дети: клубника и малина.
Логопед: Свистелочка любит собирать клубнику и петь «са-са-са», а Шипелочка любит собирать малину и петь «ша-ша-ша». Сейчас мы с вами соберём ягоды и споём песенку вместе с Шипелочкой и Свистелочкой. Поможет нам музыка русской народной народной песни « Калинка-малинка». Как только зазвучит музыка, «прыгаем» пальчиками по клубнике и поём «са-са-са».
(Звучит музыка, дети «прыгают» пальчиками по ягодам).
Логопед: А теперь поможем Шипелочке собрать малину. Прыгаем пальчиками по малине и поём «ша-ша-ша».
(Играет музыка русской народной песни « Калинка-малинка».
Логопед: А теперь по очереди прыгаем – сначала на две клубнички, а потом на одну малинку са-са -ша.
9. Игра «Большой- маленький.
Логопед: Дети, а кто ещё, кроме Шипелочки, любит собирать малину?
Дети: медведь.
Логопед: А у медведя в лесу дом большой или маленький?
Дети: Большой.
Логопед: Рядом с медведем живёт лиса. А у лисы дом какой?
Дети: маленький.
Логопед: Встаём, грубым, как у медведя, голосам говорим: «А у медведя дом большой» и одновременно поднимаем руки вверх, затем опускаем руки вниз и тоненьким, как у лисы, голоском говорим: «А у лисы домик маленький».
10. Игра « Поймай слог, поймай слово»
• Дети должны хлопнуть, если услышат слог сы.
сы, да, жа, ло, сы, жи, ку, са, сы, пы, ши, ду, сы, жа
• Дети «ловят» слова со звуком [с]
Шарик, солнце, рог, зола, колос, корж, вилка, шапка, нос, мышка, жара, носок, сок, сено.
Чем отличается первый звук слова сок, от первого звука слова сено?
Дети: В слове сок первый звук твёрдый, а в слове сено первый звук мягкий.
• Поймайте слог слог «шу»
Су,шу, да, сы, ло, са, ку, шу, су, ду, шу, ши, жу, сы шу
• Ловим слова со звуком [ш]. Определяем место звука в слове.
Магазин, шапка, жук, полоса, шипы, улыбка, ананас, мышь, розы, сахар, краски, машина, карандаш.
11. Гости Шипелочки и Свистелочки.
Логопед: Шипелочка и Свистелочка очень любят принимать гостей – разных животных. К Шипелочке ходят гости, в названиях которых есть звук [ш], а к Свистелочке ходят гости, в названии которых есть звук [с]. Звуки [с-ш] могут быть не только в начале, но и в конце, и в середине слова. Положите перед собой карточку с нарисованными животными. Произнесите название животного шёпотом. Если в слове есть [ш] – ведёте дорожку к букве «ша», если в слове есть [с] – ведёте дорожку к бувке «эс».
Дети выполняют задание
Логопед: А сейчас проверим, как вы выполнили задание. Поменяйтесь карточками с соседом по парте. Положите простой карандаш и возьмите любой цветной. Им вы будете исправлять ошибки.
Кто ходит в гости к Свистелочке?
Дети: лиса, собака, свинья.
Логопед: Кто любит ходить в гости к Шипелочке?
Дети: лягушка, кошка, мышь.
12. Физкультминутка.
Логопед: Свистелочка и Шипелочка очень любят путешествовать. И сейчас мы вместе с ними ненадолго вспомним про их путешествия по тёплым странам и сделаем гимнастику для пальчиков.
Звучит песенка «Ветер дует-задувает, пальмы в стороны качает»… Дети делают пальчиковую гимнастику и подпевают.
13. Игра «Четвёртый лишний».
Логопед: Вы уже поняли, что Свистелочка и Шипелочка любят играть в разные игры. Поиграем вместе с ними в игру «Четвёртый лишний». Отгадайте, какой предмет лишний и почему.
На слайдах:
сок, машина, санки, сапоги.
Дети: Лишнее слово машина, так как в нём звук [ш], а в остальных звук [с].
шапка, вишня, шахматы, сумка.
Дети: Лишнее слово сумка, так как в нём звук [с], а в остальных звук [ш]
14 Игра « Добавь пропущенное слово».
Малыш есть сладкую пшённую … кашку.
Пожарный носит на голове … каску
У меня есть плюшевый …мишка.
На столе стоит с супом … миска.
15 Итог занятия.
Логопед: Дети, наше занятие подходит к концу. Какие звуки мы сегодня учились различать?
Дети: Звуки[ с-ш])
16 Пароль на выход.
Логопед: правильно произнесите слова каска – кашка, миска – мишка.
Дети произносят пароль и выходят из класса.

Литература:

1. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш . Айрис - пресс, 2008.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. Свистелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звука С. Айрис - пресс, 2008.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: ВЛАДОС, 2006.
4. Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе/ Под ред. Ж.М. Глозман. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
5. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: Учебно-методическое пособие. – М.: Астрель, 2006.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
7. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Гном и Д, 2006.
8. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие/ Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005.
9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1997.

На занятии использовалось оборудование:
1. Компьютерный логопедический тренажёр "Дельфа 142.1". ПроизводительООО "Дельфа М".
2. CD Диск "Пальчиковые игры". Е. Железнова.Серия"Музыкальные обучалочки"Веста - ТДА.

Источник: http://moi-sat.ru/publ/7-0-0-0-1
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: bondarewa (06.01.2015) | Автор: Бондарева Любовь Николаевна E
Просмотров: 2419 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Любовь Николаевна!
Ваша работа допущена к участию в конференции.
С уважением, куратор конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024