Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Л.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Л В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ФРАЗОВОЙ РЕЧИ (по мотивам сказки Шарля Перро «Золушка») Цель: закрепление умения четко произносить звук [Л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: • автоматизировать звук [л] в слогах, в словах, в предложениях; • закреплять артикуляционный уклад для звука [л]; • развивать мелкую и артикуляционную моторику; • развивать фонематический слух; • закреплять умение выделять позицию звука Л в слове; • упражнять в употреблении глаголов мужского и женского рода; • развивать зрительное внимание, логическое мышление; • воспитывать усидчивость.
Оборудование: Игровое поле игры-ходилки по сказке «Золушка», кубик с точками от 1 до 6, 2 фишки-фигурки (Золушка и мачеха); презентация; предметные картинки: тыква, платье, футболка, халат, лук; немного гороха и чечевицы в одной баночке, 2 тарелочки; дидактические игры «Платья» (с картинками на разные звуки, в том числе со звуком Л), «Яблоки» (с картинками, содержащими в названии звук Л в разных позициях); 3 корзины со схемами места звука в слове. 1.Оргмомент. -Ты любишь сказки? Сегодня мы с тобой перенесёмся в сказку, выполняя упражнения артикуляционной гимнастики. 2.Основная часть. Артикуляционная гимнастика с использованием презентации (слайды с 1 по 10) Если в сказку всем сердцем поверить, (приоткрыть рот.) В мир волшебный откроются двери! Вы туда без труда попадёте («Лопаточка».) На волшебном ковре-самолёте, На летучем большом корабле («Чашечка».) Или с Бабой-Ягой на метле, («Часики».) На плоту по молочной реке («Лопаточка».) И верхом на Коньке-Горбунке, («Лошадка».) Можно в сказку влететь на Жар-птице, («Качели».) Можно на колобке закатиться, (круговые движения кончиком языка вокруг губ.) Можно въехать, как слон на еже. (Покусать кончик языка.) Ой! Мы, кажется, в сказке уже… Посмотри на картинку. Знаешь эту сказку? Правильно, это сказка Ш. Перро «Золушка» (Разворачивается игровое поле игры- ходилки по сказке «Золушка».) 3.Характеристика акустического и артикуляционного профиля звука Л. -Послушай внимательно и скажи, какой звук я выделю в слове ЗОЛ-Л-ЛУШКА? (Л) -Куда нужно ставить язычок, чтобы правильно произнести звук Л? -Какой это звук? (Твёрдый, согласный, звонкий.) -Будем стараться отчётливо произносить звук Л, двигать фишку-Золушку по игровому полю. А чтобы быстрее убежать от фишки-мачехи старайся верно выполнять задания. Если ты правильно выполнишь предложенное задание, то твоя фишка имеет право передвинуться на ближайший впереди цветной кружок. -Бросай кубик и передвигай фишку на столько кружков, сколько точек выпадет на кубике. Не забывай правильно произносить звук ЛЛЛЛ. 4.Автоматизация звука Л в слогах. -Почему эту девочку называли Золушкой? (Она испачкана сажей, золой) -Что такое зола? (Это угли в печи). -Во время работы Золушка развлекала себя пением. Повтори её песенки: • Ла-ла-ла • Ло-ло-ло • Лы-лы-лы 5. Автоматизация звука в Л в словах. -Какой была Золушка? (Ласковой, милой, славной.) -Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова. Золушка (мыла, подметала, протирала, скоблила), печь ... (топила, варила, готовила), белье ... (стирала, полоскала, гладила), посуду ... (мыла, чистила). -Чем похожи слова? (Они заканчиваются на слог «ла».) 6.Автоматизация звука в Л в словах. В комнате у сестёр Золушке нужно навести порядок. Помоги ей. Называй правильно слова со звуком Л. (Предъявляется карточка с изображением комнаты сестёр. Слайд 13 презентации) 7.Развитие фонематического слуха. (Определение наличия звука Л в названии картинок.) -Мачеха приказала Золушке сшить платья для сестёр, в которых они пойдут на бал, и выполнить на кармашках аппликацию. Помоги Золушке подобрать нужные картинки для аппликаций. В названии картинок должен быть звук Л. 8.Пальчиковая гимнастика. -Мачеха приказала Золушке перебрать горох и чечевицу. (Ребёнку предлагается разложить крупы по 2 тарелочкам.) 9.Автоматизация звука Л в чистоговорках. Ла-ла-ла - Мила в лодочке плыла. Ло-ло-ло - светит солнышко светло. Лу – лу- лу – все танцуют на балу. Лы-лы-лы – в кухне вымою полы. 10.Определение места звука Л в словах. -Фея приказала Золушке принести тыкву, которая будет превращена в карету. Но тыква выросла прямо под яблоней, и её засыпало опавшими яблоками. Помоги Золушке убрать яблоки. Называй картинки на яблоках и раскладывай в корзинки: в левую, если в слове звук Л первый, в среднюю, если Л в середине слова, в правую, если звук Л стоит последним. 11.Развитие зрительного внимания. -Найди 3х одинаковых мышей, которые превратятся в лошадей, и тогда Золушка поедет на бал. (слайд 14 презентации) 12.Чтение слогов с буквой Л. -Золушка подъехала ко дворцу, перед не высокая лестница. Помоги ей подняться по ступенькам: читай, что на них написано. (Ребёнок читает слоги с использованием 11 слайда презентации.) 13.Автоматизация звука Л в предложениях. -Золушка на балу встретила принца. Она ему очень понравилась. Принц так старался ей угодить, что стал повторять все её действия (продолжи предложения по образцу): Золушка танцевала, и принц танцевал. Золушка взяла яблоко, и принц … Золушка пила молоко, и принц … Золушка позвала лакея, и принц … Золушка тихо пела, и принц … Золушка сорвала ландыш, и принц … (Ребёнок добавляет недостающее слово и повторяет фразу целиком.) 14. Развитие логического мышления. -Если ты назовёшь лишнюю картинку, то часы остановятся и Золушке не придётся убегать с бала. (Предъявляются картинки: платье, футболка, халат, лук.) -Почему ты решил, что лук лишний? Молодец. 15.Итог. -Сегодня сказочные часы остановились и Золушка осталась на балу. На следующем занятии мы «запустим» механизм часов и будем вспоминать сказку дальше. -Золушка благодарит тебя за помощь! Она бы одна не справилась! -Какой звук ты старался правильно произносить?