Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 16:25

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

Комплексное воздействие в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР на музыкальных занятиях с использованием здоровьесб
Доклад на тему:

Комплексное воздействие в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР на музыкальных занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий
(элементы музыкотерапии)

Неверова Ирина Владиславовна
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ№16 СПДС «Красная Шапочка»
г. Жигулевск, г.о. Жигулевск Самарской области

Самой главной целью дошкольного образовательного учреждения является максимально эффективное развитие ребёнка. А основной задачей выступает реализация общеобразовательной программы. К сожалению, сегодня в ДОУ общеобразовательного вида наблюдается большое количество детей с недостатками речи, нуждающихся в помощи логопеда. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер. Часто у детей с речевыми нарушениями отмечаются расстройства в сфере коммуникации, как со взрослыми, так и со сверстниками. Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной преемственности в работе всего педагогического коллектива, обеспечивающего единство развивающих, образовательных, коррекционных и воспитательных целей и задач процесса образования.
Самым эффективным подходом является комплексный подход, основанный на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции различных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями развития воспитанников. Использование комплексного подхода в работе с детьми способствует организации максимальной социализации дошкольников, осуществлению индивидуального подхода.
Работая в тесном контакте с учителем-логопедом, я, как музыкальный руководитель детского сада, заинтересовалась новыми здоровьесберегающими технологиями. Учитывая, что нарушение состояния здоровья дошкольника часто является причиной трудностей в освоении учебного материала, я стала искать новые технологии и методы проведения музыкальных занятий, чтобы направить свою деятельность на комплексное воздействие для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей средствами музыки.
К здоровьесберегающим технологиям относятся педагогические приемы, методы, технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровью воспитанников и которые не наносят прямого или косвенного вреда.
От степени развития естественной потребности петь, играть на музыкальных инструментах во многом зависит развитие голосообразующего аппарата, дыхания, координации движений, памяти, музыкальных способностей. Поэтому обогатить процесс музицирования ребенка технологиями музыкотерапии может представляться как фактор здоровьесбережения.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на ребёнка. Она является одним из прекрасных и очень сильных средств внутреннего развития ребёнка, и коррекции и развитию не только двигательных навыков, музыкальных способностей, что важно для успешного исправления речевых нарушений.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Ритмопластика и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Восприятие музыки:
спокойное слушание или активное отношение к музыке в движении
3. Дыхательная гимнастика, вокалотерапия, пение.
4. Игра, или творческая театрализация
5. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
В занятие я включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, танцы, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.

РИТМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И РИТМОПЛАСТИКА
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улуч В развитии ритмопластики очень помогли танцевально-игровая гимнастика для детей Ж.Е. Фирилевой и Е.Г. Сайкиной «Са-фи-дансе» и программа по ритмической пластике А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика». На занятиях я старалась не только формировать двигательные умения. Музыка разного характера помогает развивать сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность.
Вот некоторые упражнения, которые я использую на занятиях.
1. «Прогулка по сказочному лесу» (Н. Римский-Корсаков, ария Февронии из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»).
Шаги в медленном темпе, представлял вокруг себя красивый пейзаж и показывая жестами другим детям великолепие природы.
2. « Праздничный марш» (Н. Римский-Корсаков, вступление к опере «Сказка о царе Салтане»). Представить себя идущим на праздник. Идти уверенным, решительным шагом, высоко поднимая колени.
4. «Веселые лошадки» (А.Штраус, Полдька-галоп). Лёгкий бег, высоко поднимая колени, со взмахами рук.
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Воспитательные и целительные возможности музыки известны с древних времен. Исследования современных ученых подтверждают, что произведения П. И. Чайковского снимают нервное напряжение; музыка В. А. Моцарта повышает общий тонус; фортепианная музыка Ф. Шопена, органная музыка И. С. Баха стимулирует творческое мышление, дыхательная гимнастика Стрельниковой увеличивает объём лёгких. Дышим в такт музыке, руку положили на грудную клетку. Слушаем музыку, созерцая пейзаж или картину соответствующую характеру и названию пьесы.
Для слушания на занятиях музыкотерапии и релаксации, я использую следующие темы: «Раздумье» С. Майкопова и «Первая потеря» Р. Шумана, «В церкви» П. Чайковского, «Аве Мария» И. Шуберта, «Порыв» Р. Шумана, «Разлука» М. Глинки, «Утренняя молитва» П. Чайковского, «Шутка» С.И. Баха, «Юмореска» П. Чайковского.
Названия этих произведений отражают настроение, передаваемое в музыке. Дети учатся понимать чувства, различать оттенки настроения, учатся сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.
Музыка развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное — и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Но главное, музыка — это источник детской радости. В раннем возрасте ребёнок, естественно, открывает для себя красоту музыки, её волшебную силу, а позже раскрывает себя и свой творческий потенциал.
ЗВУКОТЕРАПИЯ
Звукотерапия – комплекс психосоматической регуляции свойств человеческого организма, основанном на использовании звука в лечебных целях. Современные исследования подтверждают целебные свойства произносимых звуков, создаются даже своеобразные реестры их воздействия, которые, кстати, во многом совпадают с рекомендациями, разработанными в древности на Востоке. К примеру:
Звуки «В», «Н», «М», «Э» - улучшают работу головного мозга.
Звуки «Ц», «К», «Щ», «И» - лечат уши.
Звуки «У», «Ы», «X», «Ч» - улучшают дыхание;
Звуки «О», «А», «С», «М», «И» - лечат заболевания сердца.
Звуки «А» и «О» приводят в действие весь организм, дают команду всем клеточкам настроиться на работу. Звук «а-а» массирует глотку, гортань, щитовидную железу. Звук «о-о» оздоровляет среднюю часть груди.
Например в чистоговорке «Принесу вам мёду» М.Картушиной дети упражняются со звуками «О», «У», «Е» и выполняют элементы логоритмики.
Оду-оду-оду – принесу вам меду. Дети округляют руки перед собой и
покачиваются вправо - влево.
Едь-едь-едь – говорит медведь Показывают «медвежьи лапы»,
поднимают и опускают их.
Од-од-од – очень вкусный мед. Гладят рукой живот.
ВОКАЛОТЕРАПИЯ
Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Значит, если голос «ослаб», потускнел и неприятен окружающим, необходимо укреплять, тренировать голосовые мышцы. Одно из упражнений физвокализа: потянитесь. Поиграйте всеми мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову («столб достоинства»), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если дошкольник будет постоянно выполнять такое упражнение, его сознание зафиксирует горделивую позу в мозгу, и мозг даст команду всем системам организма работать на его благополучие.
Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. В начале каждого занятия я плавно пропеваю с детьми интонационное приветствие на мажорном трезвучии «Добрый день!» в котором применяются звуки О-И-Э. Они приводят в действие весь организм, дают команду всем клеткам настроиться на работу и направлены на укрепление здоровья ребенка. Глубокий вдох и медленный выдох во время пения позволяет насытить кислородом клетки мозга.
После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным, а от этого напрямую зависит работоспособность ребенка.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Любое переживание, а у детей особенно, будь то радость, порыв гнева, в конце концов, заканчиваются напряжением какой либо группы мышц и при помощи дыхательных упражнений можно ослабить эту мышечную напряженность.
-Дыхательное упражнение способствует вентиляции легких и насыщению крови кислородом. Артикуляционная гимнастика развивает подвижность и укрепляет мышцы губ, укрепляет мускулатуру языка и щек.
Дыхательные упражнения помогают снять психо-эмоциональное напряжение, быстро и легко установить межличностные отношения детей в группе. Этим упражнениям я даю образные названия, что улучшает качество представления о том, как их надо выполнять.
«Привет солнцу»- тонизирующее дыхание.
I. Медленно вдох в живот, грудь и бронхи , постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят.
II. Сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются
«Аромат роз» - расслабляющее дыхание.
Представить перед собой большой и красивый букет роз и вдыхать воображаемый аромат цветов. И легкий выдох на слог «Ах»
«Засыпающий цветок»- успокаивающее дыхание в пропорции 1+3. На одну четверть -вдох, на три четверти- выдох. Мысленно представлять себя цветком, закрывающим на ночь свои лепестки в бутон.
«Парад войск»- инсценировка с целью эмоциональной разрядки и активизации тонуса в крике.
Дети выстраиваются в шеренгу представляя себя в роли солдат на параде. Учатся отвечать на приветствие сильным троекратным «Ура!»

ИГРОТЕРАПИЯ
Игра – вид деятельности ребенка, который представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, усвоить социальные нормы поведения; игра повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние.
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЛАКСАЦИЯ
Данные упражнения направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребенка, на приобретение навыков расслабления.
При выполнении данных упражнений важно, отвлечь ребенка от травмирующих переживаний и помочь ему при помощи музыки увидеть всю красоту мира. Все упражнения комментируются педагогом под определенную музыку, вызывая различные эмоции. В методической разработке «Формирование элемента ЗОЖ – двигательной деятельности в музыкально – художественной деятельности ОО «Музыка» и в ОО «Физическая культура»» я составила картотеку музыкальных произведений, где содержатся элементы музыкотерапии, пьесы для сопровождения разных видов деятельности в группе, в режимных моментах, на утренней гимнастике и в НОД, которые сейчас используются другими педагогами нашего детского сада в работе с детьми.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе совершенствования различных видов музицирования происходит преобразование моторной сферы. Детям доступно регулирование двигательной активности, стремление достичь положительного результата, а также осознанное отношение к качеству выполнения игровых действий.
Применение музицирования, его различных форм и технологий музыкотерапии позволило качественно и ненавязчиво подойти к достижению поставленной цели, решить обозначенные образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Положительный эффект в укреплении и закреплении здоровья детей средствами музицирования был достигнут благодаря высокой эмоциональной насыщенности занятий, ориентации на успех, опоре на интерес, воспитанию чувства восприятия, музыкальных способностей. У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к вокалотерапии, звукотерапии, ритмотерапии, стремления к расширению опыта музицирования.
Организация музыкальной деятельности дошкольников с использованием технологий здоровьесбережения позволяет обеспечить каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и творческих способностей, формирование привычки к здоровому образу жизни.

Источник: http://1. Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию рече
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: Ирина2005 (17.04.2016) | Автор: Неверова Ирина Владиславовна E
Просмотров: 1415 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ирина Владиславовна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024