Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 06:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ОНР ПО ВВЕДЕНИЮ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ОНР ПО ВВЕДЕНИЮ ПОНЯТИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ.

Здоровье, здоровый образ жизни – та ценность, которая остается неиссякаемой на протяжении всей жизни человека. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы, методики, но формирование привычки к здоровому образу жизни остается лучшей традицией и главным условием воспитания дошкольников. Формирование этого ценного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования, как в детском саду, так и в семье. Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетным являются задачи воспитания у детей с ОНР мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательном - образовательном процессе дошкольников. По последним данным Министерства образования и науки Российской Федерации 21 век начался в России с резкого ухудшения такого показателя как здоровье дошкольника: снизилось число здоровых детей, увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии, возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями. С каждым годом наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей с ОНР о здоровом образе жизни остается в современном обществе актуальной.
Значительные отклонения в развитии речи у детей дошкольного возраста сказываются на формировании эмоционально- волевой сферы и познавательных процессов. У детей с ОНР заметен низкий уровень слуховой памяти, основных свойств внимания. Отмечаются трудности в воспроизведении и сохранении информации, значительное отставание в развитии мыслительных процессов.
Дети с явными нарушениями в речи чаще всего не способны к длительной игровой деятельности, как правило, они быстро утомляются, обидчивы, рассеяны. У детей с ОНР не сформированы коммуникативные навыки, занижена самооценка.
Отношение детей к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком самого себя как человека и личности.
Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. Наука о здоровье получила название «валеология».
Валеологическая воспитательная работа с детьми с ОНР осуществляется в следующих направлениях:
1. « Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство.
2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка.
3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье.
4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства.
5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты.
6. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья.
7. «Я и мир вещей». Увлекательное отношение к творениям рук человеческих.
Приоритетным направлением валеологического воспитания является формирование нравственных качеств ребенка. Для этого необходимо развивать в нем дружелюбие, доброту, выдержку, смелость, целеустремленность, оптимистическое отношение к жизни. Чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в свои собственные силы и доверять миру. Необходимо формировать у детей нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни, ребенок должен осознать, что здоровье человека важнейшая ценность, главное условие любой жизненной цели, что каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать детей на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.
Здоровый образ жизни – один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Работу по формированию понятий о здоровом образе жизни начинаем со средней группы. Для каждой возрастной группы в процессе формирования здорового образа жизни ставятся свои задачи:
1. Продолжать идентифицировать свое имя с собой; знакомить с внешним видом; частями тела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимики и жестов; ценить свое тело; знать основные правила заботы о нем. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливо обращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
2. Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности. Чтобы жить, необходимо двигаться, для этого предназначены органы человека: ноги, руки, туловище, голова. Познакомить с профилактикой заболеваний: самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения и отдыха.
3. Устанавливать связь между совершаемыми действиями, привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я каждый день правильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть».
4. Развивать настойчивость, целеустремленность в уходе за своим телом, в физкультурно-оздоровительной деятельности.
5. Познакомить с правилами первой помощи при травмах, обморожениях: озябли ноги-попрыгай, пошевели пальчиками; промочил ноги-переоденься в сухое и т.п.
6. Формировать представление о последовательности одевания и раздевания, умывания. Учить рациональным способам самообслуживания. Учить самостоятельно, мыть руки, лицо, шею; после умывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
7. Познакомить с правилами поведения за столом: как садиться за стол, правильно пользоваться столовыми приборами, не играть ими, есть аккуратно, не спешить, не отвлекаться, не набивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать, брать хлеб, печенье с общей тарелки, но не менять взятое, не мешать другим детям; пользоваться салфеткой; спокойно выходить из-за стола; благодарить; дать представление о культуре еды.
8. Дать представление о микробах: они очень маленькие и живые; попадая в организм, вызывают болезни, живут на грязных руках, боятся мыла. Научить заботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и нос платком; если заболел, не ходить в садик.
Для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни в детском саду существует система физического воспитания. Ежедневно в группе проводится утренняя гимнастика, цель которой – создать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Кроме этого с детьми проводятся специальные физкультурные занятия. Их цель – обучать детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности. Воспитание двигательной активности детей осуществляется и во время прогулок: подвижные игры, эстафеты, соревнования и т. д.
В работе с детьми используются различные методические приемы: рассказы и беседы; моделирование различных ситуаций; рассматривание иллюстраций; сюжетных, предметных картинок, плакатов; сюжетно – ролевые игры; дидактические игры; игры – тренинги; игры – забавы; самомассаж; физкультминутки. Художественное слово, детская книга – важное средство воздействия на детей.
Особое место уделяется работе с родителями. Огромную роль в воспитании здорового образа жизни играет семья. Совместно с родителями проводятся развлечения на темы: «Моя семья», «Папа, мама и я спортивная семья» и т. п. Для родителей изготовлены памятки. Например: « Берегите здоровье смолоду», «Как провести выходной день с ребенком», «Кто и зачем придумал правила поведения?», «Современная игровая цивилизация взрослых. Компьютерные игры в жизни детей» и т.п.
Итак, родители и воспитатели должны дать детям качественные знания, сформировать сознательную установку на здоровый образ жизни, научить детей жить с молодых лет в гармонии с собой и окружающим миром.
Очень хочется, чтобы наши дети росли здоровыми, крепкими, умеющими защитить себя от вредных влияний среды и нежелательных контактов.

Список литературы:
1. Т. Л. Богина. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: «Мозаика – синтез»,2006
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика - синтез,2014
3. Н.И.Бочарова. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Москва, 2009
4. Л.Н.Золотухина. Гармония естества. Волгоград,2007
5. М.Ю.Картушина. быть здоровым хотим. Москва ТЦ Сфера,2004
Категория: Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями | Добавил: галина (07.02.2016) | Автор: Иванова Галина Геннадьевна E
Просмотров: 1087 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Галина Геннадьевна!
Ваша работа допущена к участию в  Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024