Задачи коррекционной работы учителя-дефектолога по познавательному развитию при разработке АООП НОО для слепых обучающихся
Изучив приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», выделила задачи коррекционной работы учителя-дефектолога по познавательному развитию для слепых обучающихся. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС НООО с ОВЗ) представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО). АООП НОО обучающихся с ОВЗ разрабатываются на основе ФГОС НООО с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивают коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию. В требованиях к АООП НОО для слепых обучающихся расписаны четыре варианта АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся. Учителю дефектологу и учителю начальных классов необходимо знать основные направления коррекционной работы со слепыми детьми с учетом особых образовательных потребностей слепых обучающихся. Вариант программы 1. Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения. Сроки обучения по АООП НОО: нормативные (1-4 кл.). Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся: • Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. ФГОС: Умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны: геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. Умение обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве. • Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения. • Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образную, словесно-логическую, двигательную, слуховую, зрительную, эмоциональную. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания. • Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. ФГОС: Развитие логического и алгоритмического мышления. Овладение основами логических операций и действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями. • Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные. • Развитие воображения. Развивать следующие виды воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее). ФГОС: Развитие пространственного воображения. • Развитие пространственно-временных отношений. ФГОС: Ориентировка в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе) и макропространстве. Ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.). Владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении. Вариант программы 2. Характеристика обучающегося: достижения обучающегося соответствуют достижениям слепых сверстников к моменту завершения обучения. Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.) Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся: • Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. ФГОС: Развитие зрительного восприятия и (или) сенсорного развития. Владение умениями обследовать на полисенсорной основе отдельные предметы, группы предметов, сравнивать их по форме, величине и расположении в пространстве. Расширение и обогащение зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного и осязательного обследования. Владение умениями выделять геометрические формы в рельефных рисунках, в моделях и натуральных предметах. • Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, произвольное устойчивое. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения. • Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания. ФГОС: Развитие зрительной памяти. • Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное), словесно-логическое. ФГОС: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, логического и алгоритмического мышления. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Развитие умений и навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире. Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями. • Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные. • Развитие воображения. Развивать следующие виды воображения: пассивное (преднамеренное), активное (творческое, воссоздающее). ФГОС: Развитие пространственного воображения. • Развитие пространственно-временных отношений. ФГОС: Овладение приемами и способами ориентировки в микропространстве и макропространстве. Ориентировка в микропространстве (на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на приборе) и макропространстве. Ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.). Владение умением располагать предметы на плоскости (на парте, на рельефных рисунках и других), в пространстве, в заданном по отношении друг к другу положении. Развитие осязания и мелкой моторики: Владение мелкими точными скоординированными действиями рук. Совершенствование обследовательских навыков, умения использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику в учебно-познавательной деятельности. Вариант программы 3. Характеристика обучающегося: слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.) Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся: • Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. ФГОС: Овладение знаниями об основных сенсорных эталонах цвета (у слепых с остаточным зрением), формы, величины, умениями их использовать в процессе осязательного восприятия предметов. Развитие слухового восприятия. Развитие кинестетических чувств. Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля). • Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения. • Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания. • Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное). ФГОС: Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Овладение действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Владение умениями соотнесения предметов с моделями, макетами, рельефными изображениями. • Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные. • Развитие пространственно-временных отношений. ФГОС: Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в микропространстве и макропространстве. Формирование элементарных навыков и умений пространственной ориентировки в свободном и замкнутом пространстве. Овладение умениями использовать элементарные математические представления в пространственной и социально-бытовой ориентировке, в учебной деятельности. Вариант программы 4. Характеристика обучающегося: слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой), а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР). Сроки обучения по АООП НОО: пролонгированные (1-5 кл.). Основные направления коррекционной работы, которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении слепых (незрячих) обучающихся: • Развитие восприятия. Развивать следующие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное. ФГОС: Умение различать и сравнивать предметы по цвету (для обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Формирование элементарных математических представлений о цвете (для слепых обучающихся с остаточным зрением), форме, величине. Умение узнавать предметы и объекты постоянного окружения. Формирование количественных (дочисловых), пространственных, временных представлений. Развитие слухового восприятия. Развитие кинестетических чувств. Развитие осязательного восприятия и мелкой моторики. Развитие умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности (в том числе для освоения рельефно-точечного шрифта Л. Брайля). • Развитие внимания. Развивать следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное. Свойства внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения. • Развитие памяти. Развивать следующие виды памяти: наглядно-образная, двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная. Свойства памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания. • Развитие мышления. Развивать следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное (конкретное). ФГОС: Умение пересчитывать предметы в доступных пределах. Освоение элементарных практических действий с предметами, умение действовать по словесной установке. • Представления. Развивать следующие виды: зрительные, слуховые, осязательные. • Развитие пространственных отношений. ФГОС: Формирование элементарных умений и навыков ориентировки в микропространстве и макропространстве. Развитие элементарных умений ориентировки в пространстве и социально-бытовых умений. Умение ориентироваться на схеме тела, в пространстве и на плоскости. Совершенствование навыков ориентировки на себе. Формирование учебного поведения (выполнение инструкции учителя; выполнение действия по образцу и подражанию). Развитие регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий.