Формирование информационной культуры учащихся в работе школьной библиотеки
Формирование информационной культуры учащихся в работе школьной библиотеки
Библиотека является структурным подразделением учреждения образования, осуществляющим информационное сопровождение образовательного процесса и обеспечивающим права его участников на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами. Библиотека осуществляет свою деятельность совместно с педагогическим коллективом. Сегодня основной целью школьной библиотеки является выполнение ею основных своих функций: образовательной, воспитательной и информационной. Библиотека должна поддерживать и обеспечивать учебно-воспитательный процесс и способствовать этим профессиональному росту педагогов и творческому развитию учащихся, что происходит через осуществление библиотечного и информационно-библиографического обслуживания. В 2012-2013 учебном году руководствуясь законом РБ «О культуре РБ» «Канцэпцыя развіцця бібліятэчнай справы у РБ», «О языках и культуре», Методическими рекомендациями по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования библиотека работает над следующими задачами: - оказание информационной поддержки педагогическим работникам в повышении методического и педагогического мастерства; - воспитание информационной культуры учащихся, продвижение знаний и умений по информационному самообеспечению учебной и творческой деятельности; - обеспечивание учителей и воспитателей новейшей информацией, методической литературой, дидактическими материалами; - оформление книжных выставок к знаменательным датам; - помощь информационным материалом при подготовке мероприятий в школе, в классах; - проведение индивидуальных и групповых бесед с учащимися и учителями; - пропаганда литературы о культуре Беларуси. - совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий; А так как в школе еще недостаточно развита информационно-коммуникационная база, и те возможности, которые мы имеем, не позволяют предоставить учащимся в полном объеме качественные образовательные услуги. В связи с этим и возникает необходимость в принятии программы развития школы и создании информационной образовательной среды. Цель этой программы такова: - организация информационного пространства, способствующего формированию необходимых навыков работы с информацией. В век информатизации, когда все сферы деятельности человека – обучение, работа, досуг – пронизаны информационно-коммуникационными технологиями, меняется и система библиотечного дела в школе. Для того, чтобы идти в ногу со временем и библиотека должна стать информационным центром школы, чтобы способствовать внедрению и развитию информационных технологий и программ в работе библиотеки, формированию информационной культуры. Под информационной культурой подразумевается: систематизированная совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающая оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей учащихся, возникающих в ходе учебной, познавательной и иных видов деятельности. В этих условиях особое значение приобретает организация информационного образования и повышение информационной культуры учащихся. Признаком информационного общества является утверждение культа знаний. Библиотекарь обладает поисковыми знаниями, значит должен уметь их привить пользователям информации. Пришло понимание, что школьная библиотека – не только место выдачи книг. Подготовка тематической выставки, выполнение библиографических справок, обеспечение учебниками – это является индикатором образования. И формирование информационной культуры личности неразрывно связано с деятельностью образовательного учреждения. Современный человек должен не только уметь читать, писать, говорить, но и обладать грамотностью, дающей возможность каждому не просто получать информацию, но и уметь ее оценить и применить для себя, сделать ее полезной. В современном мире резко возрос объем информации. Педагогу и учащемуся становится все труднее ориентироваться в этом потоке. Возникает потребность в оптимизации ее поиска, отбора и работы с ней. Поэтому перед современной школой стоит важнейшая задача – научить ориентироваться в массивах информации, использовать ее себе во благо, а не во вред. Система работы школьной библиотеки по формированию информационной культуры школьников позволяет: • сформировать умения и навыки работы с документами • повысить познавательную активность учащихся; • стимулировать мотивацию к учебе и заинтересованность в научно-исследовательской и проектной деятельности; • способствовать сохранению преемственности в обучении учащихся; • повысить ответственность педагогов, работников библиотек за свою работу; • поднять работу библиотеки на более высокий и качественный уровень
Благодаря активной работе учащихся на уроках «Элементы компьютерной грамоты», факультативе «Создание электронных презентаций» повысился уровень информационной культуры учащихся. На педагогическом совете №1 от 06.11.2012г был рассмотрен вопрос о слабой посещаемости учащимися школьной библиотеки. Но с ноября 2012 года благодаря усиленной работе классных руководителей, воспитателей гпд, посещаемость школьной библиотеки повысилась. В настоящее время, не смотря на значительные усилия учителей, библиотекаря традиционно обучающихся школьников навыкам работы с информацией, результаты не высокие. Рассмотрим основные недостатки: - слабое представление о составе и возможностях использования мировых, национальных и региональных ресурсов; - ограниченность знаний и умений по анализу найденной информации; - невладение алгоритмами введения адресного поиска. На данный момент школьная библиотека может предложить множество программ, которые учитель может использовать в воспитательной, обучающей деятельности. Перечислим некоторые из них: - программы для создания портфолио, презентаций (Microsoft Office PowerPoint 2007, ProShowProducer40.2549); - шаблоны для презентаций; - рамки для поздравлений, новогодние рамки, детские, школьные - программы для работы с фотографиями и создания эффектов: (Adobe Photoshop CS5, ФотоДЕКОР ); - программа для создания иллюстраций, макетов, анимаций и веб-графики (CorelDRAW X5) - программа для просмотра и установки шрифтов, а также проверки системы на наличие проблем со шрифтами (FontExpert.2010.v10.0.Release.5); - программа для создания фотоколажа (FotoCollage 3.21, Portable Collage 1.67 RUS, FotoMix); - программа для создания слайд-шоу (Photo_DVD_Maker). Всеми этими программами педагоги школы могут свободно пользоваться. Самый низкий симптом низкого уровня информационной культуры детей является то, что учащиеся не осознают своей некомпетентности в области информационной деятельности. Они не представляют ценности специальных знаний умений в области информационного обслуживания, не понимают, какую реальную помощь в различных сферах практической деятельности – учебной, досуговой могут оказать эти знания и умения. Мы живем в эпоху господства информатизации и коммуникации. И как результат этого — возрастание самоценности образования, творческой продуктивной деятельности. И именно с такими основополагающими представлениями будут жить дети в этом веке. Их потребность в информации будет расти, как будут расти их возможности применить эту информацию с пользой для себя. В настоящее время современной школе необходимы такие библиотеки, которые способны оказывать всестороннюю информационную поддержку учащимся и педагогам. В перспективе школьная библиотека станет информационно-культурным центром, удовлетворяющим познавательные и творческие запросы своих читателей. Однако для этого необходимо решить основные проблемы: доступ к сети Интернет, острая нехватка справочной, научно-познавательной и методической литературы (удельных вес этих изданий не превышает 2% от основного фонда) и недостаточное финансирование, что создает серьезные препятствия для обновления и пополнения фонда. При достижении всего вышеупомянутого мы сможем решить чрезвычайно важные задачи: - обеспечение возможности более полного и быстрого доступа к информационным ресурсам; - сбор, накопление, компьютерная каталогизация и обработка информационных средств; - организация самообразовательной деятельности учащихся с учебной, справочной литературой, техническими и информационными средствами; - обучение пользователей методике нахождения и получения информации на разных носителях; - обеспечение учебного процесса методическими материалами посредством баз данных, электронных энциклопедий и т.д. Сегодня школьная библиотека обязана поддерживать и обеспечивать учебно-воспитательный процесс, способствовать профессиональному росту педагогов и творческому развитию учащихся. Другими словами, она призвана стать информационным центром школы, осуществляющим информационно-библиографическое обслуживание, формирующим навыки поиска информации. Демонстрирующим широкие возможности информационных ресурсов.