Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья
Управление социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Современная коррекционная школа-интернат представляет собой образовательное учреждение, специально созданное для решения задач социального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша коррекционная школа-интернат создает условия для того, чтобы дети могли учиться решать бытовые, коммуникативные, образовательные проблемы. Средством формирования у воспитанников с ОВЗ способностей к преодолению трудностей социализации является разнообразная по содержанию и формам организации деятельность детей в группах. Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от педагогов, занимающихся данной категорией детей, грамотных, компетентных решений и действий. Эти виды деятельности включают разработку специальных программ, разработка и проведение занятий, создание благоприятной внутренней среды, мониторинг социального развития детей и др. В связи с этим возникает необходимость управления этим процессом, определения управляемых переменных, диагностика реального состояния социальной адаптации, тенденции, разработка критериев оптимизации, разработка и применение эффективных социальных технологий. Для функционирования социальной сферы необходимо объединить все работы по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Такой как: исследования теоретико-методологического характера, в которых раскрываются суть и особенности социальной адаптации, анализ психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно, социальное положение детей в современной России, изучение их образа жизни, проблем, с которыми они сталкиваются, и на основе этого анализа, создать методы для диагностики и меры по адаптации и наиболее успешной реализации, контролировать подготовку педагогических кадров, и осуществлять контроль, по применению существующих метод специалистами по работе с адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. В своей деятельности по управлению процессом социальной адаптации администрация нашей коррекционной школы-интернат опирается на государство, общественную и психологическую поддержку, внутреннюю мотивацию, согласованность, системность и сотрудничество. Постоянно привлекаются общественные организации, проводятся совместные научные, культурные и спортивные мероприятия различных уровней. Инновационные процессы, происходящие в нашем учреждении, свидетельствуют об активизации как внутренних, структурно-организационных основ их деятельности, так и внешних – привлечение всего общества к проблемам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Интересным и новаторским в этом плане является опыт временной передачи детей в семьи граждан с целью приобретения знаний и навыков, необходимых для успешной социализации после выхода из интерната. Определение на патронатное воспитание детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в сельской местности имеет свои особенности. Существующие и разрабатываемые проекты по улучшению работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, включают в себя другие виды деятельности, но все они объединены целью социальной адаптации и представляют определенные аспекты процесса вручения субъекту средств успешной социализации. Судьба выпускников нашей коррекционной школы-интернат во многом зависят от тех знаний и умений, помощи и поддержки, которую они получают во время обучения и воспитания в нашем учреждении. Безусловно, полностью уберечь выпускников от проблем не удается, но оказать максимальную помощь им в социальной и трудовой адаптации, получении профессии и трудоустройстве, решении жилищных проблем, построении семейных отношений может только эффективно спланированная работа всего коллектива учреждения.