Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 19:57

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Консультация учителя – дефектолога для воспитателей коррекционных групп ДОУ «Особенности детей с особыми образовательными потребностями»
Появление в семье ребенка – одна из самых больших радостей в жизни. С детьми родители связывают свои самые светлые надежды. Уход за малышом требует много времени и сил, но эти заботы приятны и приносят удовлетворение . Однако рождение ребенка с особыми образовательными потребностями ставит родителей перед неожиданными проблемами. Первое время они растеряны, подавлены, без конца задают себе одни и те же мучительные вопросы: почему так случилось именно с нами? Что будет с ребенком?
В каждой семье по своему оценивают возможности ребенка и его успехи. Одни родители не замечают прогресса в развитии малыша и считают занятия нецелесообразными. Однако практика показала, что необучаемых детей нет: если ребенку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет то, что надеть гораздо легче (панамку);если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберет их и сложит в коробочку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением Другие родители завышают способности ребенка. В подобных случаях специалистам приходится нелегко: они вынуждены показывать, какие трудности возникают у ребенка при выполнении того или иного задания, стараются дать совет, как лучше их преодолевать. К сожалению достичь ощутимых результатов трудно, но упорядочить поведение ребенка, научить его самообслуживанию и элементарным формам общения можно. Постоянные занятия с ребенком пойдут ему на пользу, облегчат жизнь окружающих, несмотря на то, что реальные результаты можно получить не скоро.
Общим для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями, помимо их позднего развития и значительного снижения интеллекта, являются также грубые нарушения всех сторон психики: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственно крайне слабое произвольное внимание, необходимое для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как показывает практика, развить внимание у таких детей можно Если вы проявите терпение и умелый подход к малышу , то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с одного вида деятельности на другой.
С памятью у таких детей так-же проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, тексты коротких стихотворений. Не отчаивайтесь и по нескольку раз возвращайтесь к пройденному. Некоторые дети с легкостью усваивают различные события и числа.
Особенно у этих детей нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то , о чем ему рассказывают. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и др. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель, поэтому беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадется ему под руку. Если предложить ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые предметы, изображенные на ней. Малыш не сможет расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и с составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам. С возрастом в результате обучения дети с нарушением интеллекта усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой.
Словарный запас у таких детей бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых. Нарушение мышления у ребенка непосредственно сказывается на овладении речью. В младшем возрасте такой ребенок с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае он улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок начинает лучше понимать обращенную к нему речь, однако еще долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом. Собственная речь появляется очень поздно. Некоторые дети могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются ко взрослым жестами, отдельными звуками, особыми словами, в которые они вкладывают определенный смысл.
Движения ребенка неуклюжи, некоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо ребенку удаются движения пальцев рук: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку. Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. В данном случае следует посоветовать родителям как можно чаще и больше заниматься с ребенком физической культурой, т.к. со временем движения станут более точными и координированными.
Таковы отличительные особенности психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Вместе с тем, поведение таких детей различно. Один ребенок более спокойный, сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадается под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответы на них. Таким детям не под силу выполнить элементарные задания, но многие из них любят разглядывать книжки с красочными картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте наклонности каждого ребенка и это поможет организовать его досуг, проводить с ним различные занятия.
Легко возбудимых детей следует приучать к соблюден6ию режима, предлагать им выполнить то или иное задание, постепенно и последовательно увеличивая число поручений. Нужно следить за тем, чтобы работа выполнялась ребенком аккуратно и доводилась до конца. Прежде чем указать ребенку на ошибки, следует отметить его достижения. В таких условиях у него уменьшается возбуждение, улучшается внимание, повышаются работоспособность, ответственность за свое поведение.
Случается , что у ребенка возникают непроизвольные движения, например покачивания туловищем. Заметив появление таких навязчивых движений взрослый должен чем – нибудь занять ребенка: предложить убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставить и т.д. Нельзя оставлять ребенка бездеятельным долгое время.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание ребенка красочными предметами и картинками. Занимайтесь с ними, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте с ними небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку или любое другое животное.
К заторможенным детям необходим чуткий, бережный подход. Таких детей следует выводить из пассивного состояния осторожно, без нажима. Для этого надо поощрять, ободрять их, стимулировать интерес к той или иной деятельности, вселять в них уверенность в своих силах . Благотворно действует на ребенка спокойный , негромкий голос взрослого, иногда даже шепот. При таком доверительном общении дети легче подчиняются требованиям взрослых.
Работа с такими детьми требует терпения, умение мгновенно учитывать ситуацию. Несмотря на все трудности, педагоги добиваются положительных результатов.
Помните, что для воспитания ребенка с отклонениями в развитии вы должны быть прежде всего выдержанными, настойчивыми, и, несомненно, обладать педагогической изобретательностью.
Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: tatiana43 (10.05.2016) | Автор: Ивасенко Татьяна Ивановна E
Просмотров: 1612 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Татьяна Ивановна! 
Ваша работа отклонена от участия в Конференции, так она  не является авторской, 82% из источника А.Р. МАЛЛЕР ПОМОЩЬ ДЕТЯМ с недостатками развития Книга для родителей  МОСКВА 2006
 http://lib.convdocs.org/docs/index-251855.html 

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024