Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 04:51

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Каталог статей

Главная » Статьи » Конфер.«Современные интерактивные технологии в КО» » Общие вопросы коррекционной педагогики

Формирование эмоциональной отзывчивости у дошкольников с ОВЗ
Дошкольное детство - особый период в отношении эмоционального развития личности. На протяжении 11-12 лет я работаю с детьми с ОВЗ и основная задача, как учителя дефектолога подготовить своих воспитанников к обучению в школе, а в будущем и к самостоятельной жизни. Для этого необходима достаточно полная коррекция и развитие компенсаторных механизмов у детей, максимальное приближение всего психического развития к нормальному состоянию. Одной из серьезных проблем в развитии детей с ОВЗ является замкнутость, погруженность в себя, не умеют общаться со сверстниками, не эмоциональны, неадекватно реагируют на различные ситуации. Л.С. Выготский писал о феномене «засушенного сердца», т.е. отсутствие чувств и для наших детей это характерно. Также ученый указывал на тесную взаимосвязь эмоциональной и интеллектуальной сфер. Особенности развития эмоции и мимики при умственной отсталости, с одной стороны, связаны с недоразвитием интеллектуальных возможностей ребенка, а с другой стороны эмоциональные нарушения могут быть спровоцированы социальной сферой.
Нарушение эмоционального развития у наших детей в будущем могут привести к трудностям в нахождении себя в окружающем мире. Как же помочь этим детям? Свою работу я строю совместно с педагогом группы – проводим познавательные занятия на которых используются разнообразные методические приемы, раскрывая сущность полярных понятий «добра и зла», знакомим с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку. так же у наших детей наблюдается недоразвитие речи и слабо развиты мимическая мускулатура, и в связи с этим, что существует определенная связь между состоянием мимической мускулатуры может сказываться на артикуляцию звуков. Делая речь недостаточно выразительной, внятной, четкой. Работа по развитию артикуляционной мускулатуры предшествуют упражнение, формирующие способность произвольно выполнять дифференцированные мимические движения и осуществлять за ними контроль.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
- игровые ситуации;
- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.
У большинства детей с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У детей две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Учитель должен обязательно уточнить изменения настроения ребёнка в ходе занятия. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.
«Дерево чувств» – учащимся предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если они чувствуют себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущают дискомфорт. «Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д.), помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

В зависимости от состояния мышечного тонуса в мимической мускулатуре предусматривается проведение дифференцированного массажа.
1)при статичности – расслабляющий массаж лица ,это медленные плавные движения от середины лба по направлению к вискам; равномерные с обеих сторон движения от бровей к волосистой части головы; движение вниз от линии лба, щек к мышцам шеи.
2) при гипотонии – укрепляющий массаж: это интенсивные поглаживающие движения, постукивание, легкое пощипывание мимических мышц (М.В.Ипполитов, Е.М. Мастюков)
После проведения дифференцированного массажа для развития произвольных движений мимической мускулатуры проводятся следующие традиционные упражнения. Закрывание и открывание глаз (одновременное, поочередное); нахмуривание и равномерное поднимание бровей ; надувание щек (обеих одновременно и поочередно); наморщивание крыльев носа, поднимание верхней губы – эти упражнения рекомендуют проводить перед артикуляционной гимнастикой в игровой форме. Мимическая мускулатура распологается поверхностно и одним концом вплетается в кожу. Она наделена свойствам отражать психическое состояние человека, выражение лица во многом определяется динамикой и статикой мимических мыщц. Выполняются мимические упражнения перед зеркалом, ребенок при этом визуально контролирует правильность выполнения движений.
Выводы мои такие.
Систематические занятия оказывают положительное влияние на развитие личности ребенка. У детей расширяется круг понимаемых эмоций, они научились глубже понимать себя, с пониманием относится к эмоциональному состоянию других детей. Увеличилось количество детей с положительным эмоциональным состоянием. Я считаю, что используя определенные «пропоцирующие» развития условия, внимание, доброта к детям, чтение сказок, специальные игры – занятия помогут детям развивать и корректировать эмоциональную сферу, быть эмоционально отзывчивым к другим людям.
Для успешного осуществления коррекции необходимо установление эмоционального контакта с детьми. У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена мотивация общения, наблюдается амимичность мышц лицевой мускулатуры, они склонны к повышенной утомляемости, вспыльчивы, замкнуты, несамостоятельны в поведении. Многие слабо дифференцируют эмоциональные состояния других людей в различных ситуациях, не контролируют свои эмоции. У некоторых детей крайне низкая самооценка, негативное восприятие себя со стороны окружающих. Речь детей с нарушением интеллекта монотонная, маловыразительная без эмоциональной окраски.
Поэтому в своей работе я использую элементы психогимнастики: упражнения на развитие мимики и пантомимики, обучающие показать мимикой то или иное эмоциональное состояние, угадать по выражению лица его внутреннее состояние, помогающие предотвратить перерастание эмоций в патологические чувства, обеспечить необходимую разрядку.
Учитель-логопед в своей работе вправе самостоятельно выбирать те или иные средства для коррекции эмоциональной сферы ребенка. Приведенные ниже упражнения – лишь часть работы, направленной на гармонизацию душевного состояния детей с проблемами в развитии. Важно принимать ребенка таким, какой он есть, быть с ребенком «здесь и сейчас», чтобы не потерять контакта с ним. Необходимо быть с ребенком искренним, оставлять за порогом свое настроение, не разрешать себе раздражаться, лгать, притворяться. Нужно быть с ребенком спокойным и доброжелательным.
Используя элементы психогимнастики, педагог воздействует на эмоциональное состояние ребенка, способствует повышению или актуализации самооценки ребенка, что в конечном результате благотворно влияет на коррекцию его психоречевого развития, делает речь более выразительной, эмоционально окрашенной. Проговаривание текстов помогает закреплению правильного произношения, памяти – дети запоминают стихи, движения. Выполнение упражнений, пантомимика развивают двигательную координацию, согласованность движений с речью, способствуют снятию напряжения.
Категория: Общие вопросы коррекционной педагогики | Добавил: olga2 (27.04.2016) | Автор: Лазарева Ольга Иванова
Просмотров: 1561 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 galahova7  
0
Здравствуйте, Ольга Ивановна!
Ваша работа допущена к участию в Конференции.

Куратор Конференции, Любовь Павловна Галахова

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024