Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда
Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда
Смирнова Ирина Николаевна, МБДОУ детский сад № 6, учитель-логопед, Московская обл., Красногорский р-н.
Использование ИКТ открывает широкие возможности для оптимизации деятельности учителя-логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Приоритетная задача применения информационно-коммуникационных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании и создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.
Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам.
Перспектива использования компьютера в области формирования и коррекции произносительной стороны речи детей связана с применением сурдопедагогами и логопедами технологий визуализации акустических компонентов речи. Уже давно этими специалистами используются тренажёры «Видимая речь». Их включение в коррекционный процесс позволит расширить сенсорную базу для формирования основных произносительных навыков, ввести дополнительную визуальную опору для анализа ребенком собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени, трансформировать упражнения в интерактивные игры, расширить возможности качественной индивидуализации обучения.
Использование компьютерных программ «Дельфа 130», «Дельфа 142», «Игры дляТигры» в коррекционно – развивающем процессе позволяет повысить эффективность логопедической работы.
Эти программы имеют следующие преимущества: • Повышение мотивации детей (в основе игровая форма упражнений, используется микрофон, и есть возможность отследить динамику). • Индивидуализация коррекционной работы. • Возможность работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения речи у ребёнка. • Возможность оперативного изменения содержания занятия, в соответствии с динамикой продвижения ребёнка.
Несмотря на то, что эти программы давно и успешно используются логопедами в работе они остаются для многих мечтой из-за высокой стоимости.
Из вышеназванных тренажёров я использую логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры». В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений эта программа включает в себя серии упражнений различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика». Предусмотрена возможность индивидуальной настройки уровня сложности выполнения упражнений, что помогает учитывать индивидуальные возможности ребёнка. У детей самые любимые упражнения, те, при выполнении которых используется микрофон. Эти задания способствуют коррекции, формированию и развитию: длительности и силы речевого выдоха; громкости (интенсивности) и тембра голоса; темпоритмической организации речи; её интонационной выразительности; чёткости и разборчивости.
Для решения коррекционных задач использую и компьютерные развивающие игры. Одна из любимых детьми игра «Учимся говорить правильно» (программа для развития речи и формирования правильного произношения) (авторы Г.О. Аствацатуров и Л.Е.Шевченко). Программа содержит 4 раздела: «неречевые звуки», «звукоподражание», «речевые звуки», «развитие связной речи». Логопед может задать уровень сложности выполнения задания в соответствии с речевыми возможностями ребёнка. В процессе выполнения заданий ребёнок получает поддержку от героя игры попугая. В разделе «Развитие связной речи» используются схемы и картинки, помогающие ребёнку в выполнении упражнений.
Для организации логопедической работы можно использовать стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia. Корпорация Microsoft разрабатывает технологии, специально для образовательных нужд, в том числе и для людей с проблемами развития. Одна из последних разработок - это надстройка к PowerPoint, которая называется MouseMischief. Созданные с помощью этой надстройки презентации позволяют работать с несколькими детьми одновременно. У каждого из них компьютерная мышка, при этом логопед может видеть ответ каждого ребёнка. Что позволяет использовать такой вид работы с группой детей.
С целью развития произносительных навыков, формирования и развития фонематического слуха и восприятия, для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые были созданы учителями-логопедами и размещены для использования коллегами в интернет пространстве на специализированных сайтах.
С целью автоматизации, дифференциации звуков широко используются презентации, созданные с помощью MicrosoftPowerPoint. Процесс создания презентации очень увлекательный, несмотря на то, что занимает много времени. Но это даёт возможность учителю-логопеду подобрать лексический и картинный материал с учётом коррекционных задач группы, конкретного ребёнка. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую (но учебную) ситуацию. В зависимости от цели занятия логопед может выбирать задания для ребёнка или группы детей, работать в том скоростном режиме, в котором ребёнку удобно, т.к. заданные действия могут запускать по щелчку мышки логопедом. При таком виде работы логопед совместно с ребёнком решает поставленные в игре задачи. Они могут советоваться, обсуждать и выбирать правильный ответ. Визуальные и аудио стимулы поощряют ребёнка, мотивируют его на успех. Использование этих программ способствует повышению эффективности формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.
Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является: дифференцированный подхода к обучению; полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов; объективность оценки. Ребёнок сам видит свой результат на экране; использование игровой формы обучения; формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов; снятие тревожности и повышение самооценки ребенка, за счёт использования системы поощрений – компьютерные герои, звуковые и мультимедийные эффекты; формирование сотрудничества между ребенком и учителем – логопедом.
Используемые источники: - Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования./ дис.д-рапед.наук – М, 2005 - Юрасова Г, Гаппарова С., Ярмоленко А., Суркова Н., Новые информационные технологии в логопедической работе. – М.,2008.
Статья Ирины Николаевны Смирновой "Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда" опубликована в Сборнике -3 (2013 год) статей экспертов "Использование и развитие мультимедиа в современном образовании"
Скачать Сборник бесплатно можно |