Размер шрифта: A AA
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 09:34

Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет"

Главная
Ждём Вас!
Конкурсы для детей
У Вас особые дети?

Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда

Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда

Смирнова Ирина Николаевна,
МБДОУ детский сад № 6,
учитель-логопед,
Московская обл., Красногорский р-н.

Использование ИКТ открывает широкие возможности для оптимизации деятельности учителя-логопеда и создания современной предметно – развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями. Приоритетная задача применения информационно-коммуникационных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании и создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

Эффективность обучения детей с различными нарушениями, в том числе с речевыми, во многом зависит от степени готовности методик для специалистов по компьютерным программам.

Перспектива использования компьютера в области формирования и коррекции произносительной стороны речи детей связана с применением сурдопедагогами и логопедами технологий визуализации акустических компонентов речи. Уже давно этими специалистами используются тренажёры «Видимая речь». Их включение в коррекционный процесс позволит расширить сенсорную базу для формирования основных произносительных навыков, ввести дополнительную визуальную опору для анализа ребенком собственной речевой деятельности в режиме реального и отсроченного времени, трансформировать упражнения в интерактивные игры, расширить возможности качественной индивидуализации обучения.

Использование компьютерных программ «Дельфа 130», «Дельфа 142», «Игры дляТигры» в коррекционно – развивающем процессе позволяет повысить эффективность логопедической работы.

Эти программы имеют следующие преимущества:
• Повышение мотивации детей (в основе игровая форма упражнений, используется микрофон, и есть возможность отследить динамику).
• Индивидуализация коррекционной работы.
• Возможность работать на разных уровнях сложности в зависимости от индивидуальных особенностей нарушения речи у ребёнка.
• Возможность оперативного изменения содержания занятия, в соответствии с динамикой продвижения ребёнка.

Несмотря на то, что эти программы давно и успешно используются логопедами в работе они остаются для многих мечтой из-за высокой стоимости.

Из вышеназванных тренажёров я использую логопедическую коррекционную программу «Игры для Тигры». В рамках системного подхода к коррекции речевых нарушений эта программа включает в себя серии упражнений различной сложности. Они объединены в четыре блока: «Просодика», «Звукопроизношение», «Фонематика», «Лексика». Предусмотрена возможность индивидуальной настройки уровня сложности выполнения упражнений, что помогает учитывать индивидуальные возможности ребёнка. У детей самые любимые упражнения, те, при выполнении которых используется микрофон. Эти задания способствуют коррекции, формированию и развитию: длительности и силы речевого выдоха; громкости (интенсивности) и тембра голоса; темпоритмической организации речи; её интонационной выразительности; чёткости и разборчивости.

Для решения коррекционных задач использую и компьютерные развивающие игры. Одна из любимых детьми игра «Учимся говорить правильно» (программа для развития речи и формирования правильного произношения) (авторы Г.О. Аствацатуров и Л.Е.Шевченко). Программа содержит 4 раздела: «неречевые звуки», «звукоподражание», «речевые звуки», «развитие связной речи». Логопед может задать уровень сложности выполнения задания в соответствии с речевыми возможностями ребёнка. В процессе выполнения заданий ребёнок получает поддержку от героя игры попугая. В разделе «Развитие связной речи» используются схемы и картинки, помогающие ребёнку в выполнении упражнений.

Для организации логопедической работы можно использовать стандартные программы MicrosoftWord, MicrosoftExcel, MicrosoftPowerPoint, MicrosoftPublisher, проигрыватель WindowsMedia. Корпорация Microsoft разрабатывает технологии, специально для образовательных нужд, в том числе и для людей с проблемами развития. Одна из последних разработок - это надстройка к PowerPoint, которая называется MouseMischief. Созданные с помощью этой надстройки презентации позволяют работать с несколькими детьми одновременно. У каждого из них компьютерная мышка, при этом логопед может видеть ответ каждого ребёнка. Что позволяет использовать такой вид работы с группой детей.

С целью развития произносительных навыков, формирования и развития фонематического слуха и восприятия, для формирования словообразовательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи используются презентации, слайд – шоу и компьютерные игры, которые были созданы учителями-логопедами и размещены для использования коллегами в интернет пространстве на специализированных сайтах.

С целью автоматизации, дифференциации звуков широко используются презентации, созданные с помощью MicrosoftPowerPoint. Процесс создания презентации очень увлекательный, несмотря на то, что занимает много времени. Но это даёт возможность учителю-логопеду подобрать лексический и картинный материал с учётом коррекционных задач группы, конкретного ребёнка. Главное в этом методе работы – сопровождающая роль логопеда, который должен ввести ребенка в игровую (но учебную) ситуацию. В зависимости от цели занятия логопед может выбирать задания для ребёнка или группы детей, работать в том скоростном режиме, в котором ребёнку удобно, т.к. заданные действия могут запускать по щелчку мышки логопедом. При таком виде работы логопед совместно с ребёнком решает поставленные в игре задачи. Они могут советоваться, обсуждать и выбирать правильный ответ. Визуальные и аудио стимулы поощряют ребёнка, мотивируют его на успех. Использование этих программ способствует повышению эффективности формирования, закрепления речевых, а также общих учебных умений и навыков.

Неоспоримым преимуществом информационно – коммуникационных технологий для логопедической практики является:
 дифференцированный подхода к обучению;
 полисенсорное воздействие, т.е. слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и дает возможность создания эффективных компенсаторных механизмов;
 объективность оценки. Ребёнок сам видит свой результат на экране;
 использование игровой формы обучения;
 формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
 снятие тревожности и повышение самооценки ребенка, за счёт использования системы поощрений – компьютерные герои, звуковые и мультимедийные эффекты;
 формирование сотрудничества между ребенком и учителем – логопедом.

Используемые источники:
- Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования./ дис.д-рапед.наук – М, 2005
- Юрасова Г, Гаппарова С., Ярмоленко А., Суркова Н., Новые информационные технологии в логопедической работе. – М.,2008.

Статья Ирины Николаевны Смирновой 
"Включение компьютерных средств визуализации речи в систему работы учителя-логопеда" 
опубликована в Сборнике -3 (2013 год)  статей экспертов 
"Использование и развитие мультимедиа в современном образовании"

Скачать Сборник бесплатно можно 
Форма входа
Логин:
Пароль:
Шкаф с документами
Обучение
Книга отзывов
Копилочка
Это интересно!
Рассылка
Новости
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


© Образовательный портал "Мой университет", 2017
Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только
при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет"
Copyright MyCorp © 2024