Главная | Регистрация | Вход | RSS | Среда, 24.04.2024, 05:49 |
Факультет коррекционной педагогики образовательного портала "Мой университет" | |
Приветствую Вас Гость |
|
Игры на развитие фонематического слухаРечевой и неречевой слух представляют собой две самостоятельные формы работы слуховой системы. Неречевой слух - способность ориентироваться в неречевых звуках, т.е. в музыкальных тонах и шумах. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи (родного или другого языка). В речевом слухе выделяют фонематический слух, т.е. способность различать фонемы, или смыслоразличительные звуки данного языка, на котором основан звуковой анализ отдельных звуков речи, слогов и слов. Фонематическое восприятие – это способность воспринимать и различать звуки речи – фонемы.
«Угадай, что звучит». Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик,
ширма. Чудесный мешочек. Наглядный материал: мешочек, мелкие игрушки, изображающие детенышей животных: утенок, гусенок, цыпленок, тигренок, поросенок, слоненок, лягушонок, котенок и пр. Все перечисленные выше игрушки сложены в мешочек. Воспитатель, держа мешочек, подходит к детям и, говоря, что в мешочке лежит много интересных игрушек, предлагает вынуть оттуда одну, показать ее всем и громко назвать. Педагог добивается, чтобы дети правильно и внятно называли игрушку. Если кто-либо затрудняется ответить, воспитатель подсказывает ему. «Магазин». Наглядный материал: игрушки, в названиях которых есть звуки м - мь, п - пь, б- бь (матрешки, машина, мишка, поезд, пушка, Петрушка, барабан, балалайка, Буратино, собака, белка, кукла и пр.) Педагог расставляет на столе игрушки и предлагает детям поиграть. "Я буду продавцом”, - говорит он и переспрашивает: «Кем я буду?» Дети отвечают. «А вы будете покупателями. Кем вы будете?» - «Покупателями»,-отвечают дети. «Что делает продавец?» - «Продает».-«Что делает покупатель?» - «Покупает». Воспитатель показывает игрушки, которые он собирается продавать. Дети называют их. Затем педагог приглашает к столу одного ребенка и спрашивает, какую игрушку он хотел бы купить. Ребенок называет, например, мишку. Воспитатель соглашается продать, но предлагает попросить вежливо, при этом слово «пожалуйста» выделяет голосом. Воспитатель дает игрушку и одновременно может спросить ребенка, для чего ему нужна эта игрушка. Ребенок отвечает и садится на место. В магазин приглашается следующий. И так до тех пор, пока все предметы не будут распроданы. Взрослый следит за тем, чтобы дети правильно произносили звуки м - мь, п - пь, б- бь в словах, отчетливо выговаривали слова с этими звуками. «Скажи, как я». Цель: учить детей говорить громко, тихо,
шепотом, а также развивать слуховое восприятие (различать степень громкости
произнесенных слов). В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух. Задача педагога на этом этапе учить детей внимательно слушать речь окружающих, подбирать слова похожие по звучанию (ложка-кошка, мошка и т.д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т.д. Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з, зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь,). В итоге, многие дети усваивают и правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает затруднения в выполнении перечисленных заданий, педагог может использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель - развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова похожие по звучанию правильно ставить ударение. Ещё игры на развитие фонематического слуха СКАЧАТЬ |
|
© Образовательный портал "Мой университет", 2017 Полное или частичное воспроизведение материалов сайта допускается только при условии получения письменного согласия от администрации ОП "Мой университет" Copyright MyCorp © 2024 |